Дата оглашения решения: 12 мая 2020 года город Иваново
Дата изготовления решения: 14 мая 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе членов комиссии <_>
при участии представителей:
ООО "НьюМедТех" <_>
ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" <_>
ООО "Фабрика радиотерапевтической техники <_>
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанному лицу),
рассмотрев жалобу ООО "НьюМедТех" на действия ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку ускорительного комплекса в соответствии со спецификацией (извещение 0133200001720000949), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.04.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "НьюМедТех" на действия ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку ускорительного комплекса в соответствии со спецификацией (извещение 0133200001720000949).
Согласно первому доводу жалобы в техническом задании аукционной документации содержится ряд избыточных требований, сформулированных под устаревшее оборудование, наличие которых урезает спектр клинических задач поставляемой системы радиотерапии и не позволяет поставить более современное оборудование с возможно меньшей стоимостью, а именно: присутствие требования об энергии 10 FFF клинически не оправданно, поскольку, в большинстве случаев при наличии 6 FFF, 10 FFF они не используются; максимальное количество фотонных пучков -3. При этом описание объекта закупки составлено таким образом, что позволяет поставить систему лучевой терапии Clinac iX (Varian Vedical System), являющуюся устаревшей системой на сегодняшний день и не обладающую всеми современными характеристиками, в том числе не являющуюся специализированным ускорителем для выполнения в полном объеме процедур радиохирургии с максимальной точностью, оснащенной системой стороннего производителя BrainLAB AG.
Во втором доводе жалобы Общество указывает, что в аукционную документацию включены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
В третьем доводе жалобы Общество указывает, что Заказчиком в техническом задании нарушены требования к описанию объекта закупки, а именно п. 6.26.1 не содержит параметров для определения соответствия требованию "Мгновенной готовности".
В объяснениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ООО "НьюМедТех", ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
22.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение 0133200001720000949 о проведении электронного аукциона на поставку ускорительного комплекса в соответствии со спецификацией в составе: -Система компьютерного дозиметрического планирования сеансов облучения 3D; -Дозиметрическая аппаратура для абсолютной дозиметрии; -Дозиметрическая аппаратура для относительной дозиметрии; -Ускорительный комплекс с максимальной энергией 18 - 25 МэВ с мультилифколлиматором с функциями: изменения модуляции интенсивности пучка, облучения под визуальным контролем, синхронизации дыхания пациента, а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 209 213 333,33 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 30.04.2020 09:00;
- дата проведения аукциона в электронной форме - 07.05.2020 13:15;
- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.05.2020 N0133200001720000949-1 по окончании срока подачи заявок было подано 2 заявки от участников закупки, допущен к участию в электронном аукционе один участник с идентификационным номером 58.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно п. 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 8 "Описание объекта закупки" раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе.
В разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе, в том числе указаны наименование товара, необходимого к поставке, а также его характеристики. Так, в разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе, в частности указано следующее:
3.1.1.10 |
Энергия ускоренных электронов в режиме тормозного излучения без выравнивающего фильтра, МВ |
10 МВ |
Соответствие |
Данный параметр является клинически значимым, т.к. позволяет реализовать методику облучения с высокой мощностью дозы, что необходимо при проведении стереотаксической радиотерапии и радиохирургии |
3.1.3.2 |
Для энергии фотонного пучка 10МВ, максимальное значение, Гр/мин |
Не менее 22 Гр/мин |
Инструкция |
Данный параметр является клинически значимым, т.к. позволяет реализовать методику облучения с высокой мощностью дозы, что необходимо при проведении стереотаксической радиотерапии и радиохирургии |
В своих возражениях на жалобу, а также в ответе на запрос Ивановского УФАС России N07-15/1547 от 12.05.2020 Заказчик указал следующее.
При проведении лучевой терапии с использованием выравнивающего фильтра (FFF) и мощностью дозы 24 Гр/мин достигаются следующие результаты: -Способность доставлять дозу облучения к опухоли вчетверо быстрее, повышая пропускную способность аппаратов;-проводить планирование лучевой терапии и проведение лечения точнее, тем самым защищая здоровые ткани; -возможность применять сложные высокоэффективные методики облучения VMAT в том числе с синхронизацией по дыханию, облучение высокоподвижных органов. Также при проведении специального лечения злокачественных новообразований, в том числе лучевого, ОБУЗ "ИвОКБ" руководствуется стандартами лечения, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и клиническими рекомендациями, одобренными научно-практическим Советом Минздрава России.
В свою очередь в результате мониторинга рынка систем лучевой терапии установлено, что требованиям технического задания соответствуют такие системы лучевой терапии, как Clinac iX, ТrueBeam, VersaHD.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств того, что в документации о закупке установлены требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также доказательств невозможности исполнения контракта Обществом и (или) другими участниками рынка, Заявителем представлено не было.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товаров с определенными техническими характеристиками, а не их изготовление. В свою очередь поставку данного товара может осуществить любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также специфику рода деятельности Заказчика, отсутствие со стороны Заявителя доказательств невозможности поставки требуемого товара, первый довод жалобы признан необоснованным.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России Заказчик пояснил, что при формировании объекта закупки Заказчик исходил из того, что все включенные в объект закупки товары относятся к одной группе товаров, которые объединены единой целью и функцией. Предметом закупки является не только система лучевой терапии, а ускорительный комплекс, состав которого определен спецификацией, включающий, в том числе, стереоскопическую систему контроля положения и укладки пациента. Данная система совмещает в себе функции позиционирования и мониторинга пациентов. Также эта система является универсальной, ею может быть укомплектовано любое оборудование для лучевой терапии.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Коммерческий интерес Заявителя в части поставки исключительно системы лучевой терапии не может ложиться в основу формирования Заказчиком объекта закупки, так как Заказчик заинтересован не только в обеспечении конкуренции, но и в удовлетворении своих нужд. К тому же, когда в лоте объединены разные товары, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. А именно, необходимостью в использовании оборудования, как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки.
Также из документации об электронном аукционе не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и требованиям Заказчика.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Наличие в п. 6.26.1 технического задания документации о закупке параметра стереоскопической системы контроля положения и укладки пациента "Мгновенная готовность системы к выполнению рентгеновских снимков при укладке и верификации положения пациентов" означает отсутствие задержек при получении изображения, что повышает пропускную способность аппарата. Данный параметр определяет быструю готовность системы к любому по сложности исследованию и не содержит каких-либо единиц измерения.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НьюМедТех" на действия ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку ускорительного комплекса в соответствии со спецификацией (извещение 0133200001720000949) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Подписи членов комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29 апреля 2020 г. N 037/06/64-239/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.04.2020