по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
N067/10/18.1-132/2020
22 апреля 2020 г. г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее - Комиссия) в составе:
|
|
при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей Заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области": <_>, Заявителя - ФБУ "Смоленский ЦСМ": <_>, <_>, в отсутствие извещенных в установленном порядке о дате, времени, месте и порядке рассмотрения жалобы представителей ООО "Метролог",
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу ФБУ "Смоленский ЦСМ" на действия закупочной комиссии заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аттестации испытательного оборудования для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" (извещение N 32008979248),
УСТАНОВИЛА:
27.03.2020 в адрес Смоленского УФАС России поступила жалоба ФБУ "Смоленский ЦСМ" (далее - Заявитель) на действия закупочной комиссии заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" (далее по тексту - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аттестации испытательного оборудования для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" (извещение N 32008979248).
Уведомлением, исх. N 1215/03 от 01.04.2020, рассмотрение указанной жалобы было назначено на 14.04.2020 в 12 часов 00 минут.
14.04.2020 в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссией с целью получения дополнительной информации на основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы до 10.00. 22.04.2020, соответствующее уведомление (исх. N1391/03 от 15.04.2020) было направлено Заявителю, Заказчику и победителю закупки.
В ходе рассмотрения 22.04.2020 жалобы Заявителя установлено следующее.
Согласно доводам жалобы, ФБУ "Смоленский ЦСМ" подало заявку на участие в обжалуемой закупке в полном соответствии с требованиями, установленными в извещении о проведении запроса котировок (далее - извещение о закупке); однако, согласно протоколу подведения итогов N 32008979248 от 23.03.2020, закупочной комиссией ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" при рассмотрении заявок участников обжалуемой закупки нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в части неправомерного признания заявки ООО "Метролог" соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и последующего признания ООО "Метролог" победителем в проведении запроса котировок; при этом указанное Общество не могло представить в составе своей заявки требуемый Аттестат аккредитации на услуги по аттестации методик измерений и метрологической экспертизе, так как, согласно информации с сайта Росаккредитации, не аккредитовано на оказание данного вида услуг, а предоставление такого Аттестата было предусмотрено извещением.
Заказчик представил письменные пояснения по сути жалобы, в которых указал, что требование о наличии Аттестата аккредитации на услуги по аттестации методик измерений и метрологической экспертизе у претендентов в извещении о закупке было установлено им ошибочно. Вместе с тем, как полагает Заказчик, допущенное нарушение не повлияло на результаты проведения обжалуемой закупки, поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
На момент рассмотрения жалобы договор с победителем закупки не заключен.
Комиссия, изучив жалобу ФБУ "Смоленский ЦСМ", заслушав представителей Заявителя и Заказчика, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.
12.03.2020 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zаkuрki.gоv.гu опубликовано извещение N 32008979248 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аттестации испытательного оборудования для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области".
Данная закупка Заказчиком осуществляется в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, а также в соответствии с Положением о закупке товаров, работ для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области", утвержденным 23.07.2018 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение о закупках), извещением о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена договора составила <_> руб.
Согласно протоколу подведения итогов N 32008979248 от 23.03.2020 на участие в закупке заявки подали 2 (два) участника закупки: ФБУ "Смоленский ЦСМ", ООО "Метролог".
Закупочной комиссией заявки обоих участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о закупке.
Согласно протоколу подведения итогов N 32008979248 от 23.03.2020 закупочной комиссией победителем процедуры закупки признано ООО "Метролог", предложившее цену договора <_> руб., в то время как Заявитель предложил цену договора <_> руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ, подпунктами 1.1.7.1 и 1.1.7.2 пункта 1.1.7 раздела 1 Положения о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ, пунктом 7.1 раздела 7 Положения о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 10.8 раздела 10 Положения о закупках под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о запросе котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 10.9 раздела 10 Положения о закупках под запросом котировок в электронной форме понимается запрос котировок, проведение которого обеспечивается оператором электронной торговой площадки на сайте в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с данным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:
1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
3) поверка средств измерений;
4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены различные виды аккредитации в области обеспечения единства измерений.
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона 223-ФЗ, подпунктами 2,9 пункта 17.2.1 раздела 17.2 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам процедуры закупки.
Комиссией установлено, что в подпункте 1 пункта 13 "Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок" Информационной карты извещения о закупке установлено требование о соответствии претендентов требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (Наличие аттестата аккредитации на техническую компетентность в области поверки средств измерений. Область аккредитации должна соответствовать номенклатуре поверяемых (калибруемых) средств измерений)"
Согласно пункту 2.3 проекта Договора на оказание услуг по аттестации испытательного оборудования закупочной документации "исполнитель осуществляет услуги для Заказчика при наличии действующих на период выполнения работ аттестата аккредитации на техническую компетентность в области аттестации испытательного оборудования".
Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 14 "Перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участником запроса котировок в электронной форме" Информационной карты извещения о закупке Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать, в том числе, Аттестат аккредитации на услуги по аттестации методик измерений и метрологической экспертизе.
Также условие о наличии Аттестата аккредитации на услуги по аттестации методик измерений и метрологической экспертизе установлено в Техническом задании извещения о закупке в разделе "Конкретные условия оказания услуг" в Требованиях к Исполнителю.
Из изложенного следует, что в извещении о проведении закупки в части установления требований к претендентам и к содержанию и составу заявки имеются разночтения, которые, по мнению Комиссии могли послужить препятствием для участия иных претендентов в обжалуемой закупке.
Согласно подпункту 8.1.1 пункта 8.1 раздела 8 Положения о закупке участник процедуры закупки не допускается Комиссией к участию в закупке в случае непредоставления документов, определённых в документации о закупке либо наличия в документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка.
Заявитель жалобы в составе своей заявки на участие в проведении запроса котировок представил как копию аттестата аккредитации на техническую компетентность в области поверки средств измерений, так и копию аттестата аккредитации на услуги по аттестации методик измерений и метрологической экспертизе; ООО "Метролог" в составе своей заявки на участие в проведении запроса котировок представило копию аттестата аккредитации на техническую компетентность в области поверки средств измерений, копию аттестата аккредитации на услуги по аттестации методик измерений и метрологической экспертизе не представило, указав о том, что необходимость в предоставлении копии такого аттестата - учитывая предмет договора, отсутствует.
Вместе с тем, закупочная комиссия - несмотря на формальное несоответствие заявки ООО "Метролог" требованиям извещения о проведении запроса котировок, признала его заявку соответствующей таким требованиям, а затем признала его и победителем в проведении запроса котировок.
В тоже время Комиссия считает, что указанное явилось следствием установления самим Заказчиком противоречивых требований как к участникам закупки, так и к подаваемым им заявкам, в связи с чем приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, подпункта 1.1.7.2 пункта 1.1.7 раздела 1 и пункта 7.1 раздела 7 Положения о закупке, а закупочной комиссией заказчика требования подпункта 8.1.1 пункта 8.1 раздела 8 Положения о закупках.
Таким образом, жалоба ФБУ "Смоленский ЦСМ" является обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУ "Смоленский ЦСМ" на действия закупочной комиссии заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по аттестации испытательного оборудования для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" (извещение N 32008979248) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" нарушение требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 1.1.7.2 пункта 1.1.7 раздела 1 и пункта 7.1 раздела 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области", утвержденного 23.07.2018 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Признать в действиях закупочной комиссии заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" нарушение требований подпункта 8.1.1 пункта 8.1 раздела 8 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области", утвержденного 23.07.2018 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4. Выдать закупочной комиссии, Заказчику - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 27 марта 2020 г. N 067/10/18.1-132/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2020