Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу <...> (далее - Заявитель) на действия ООО "Компания 21" (далее - Организатор торгов) и АО "Вэллстон" (далее также - ЭТП) при проведении торгов по реализации имущества должника (извещение N 260420/41345837/02, далее - Торги) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По доводам Заявителя, изложенным в жалобе, нарушение со стороны Организатора торгов и ЭТП торгов выразилось в том, что 12.05.2020 года Заявитель обнаружил информацию о Торгах, начал процесс регистрации на площадке, но не зарегистрирован до окончания подачи заявок. Также Заявитель указывает на затруднения, связанные с тем, что для участия необходимо отправить 75000 рублей обеспечительного платежа. В связи с изложенным, Заявитель считает, что Организатор торгов и ЭТП сделали невозможным участие Заявителя в Торгах.
Кроме того, Заявитель 22.05.2020 в 22:36 и 22:37 направил электронную почту Управления дополнения к жалобе, которые содержат иные доводы, не входящие в его первоначальную жалобу. В своих дополнениях Заявитель оспаривает использование при проведении Торгов торговой площадки, не утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года N 2488-р (далее - Распоряжение N 1) и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Распоряжение N 2), а также то, что лот появился в разделе "В процессе подачи заявок" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" torgi.gov.ru (далее - Официальный сайт) только 12.05.2020 года, за 3 дня до даты окончания подачи заявок. Кроме того, Заявитель в дополнениях указывает, что при загрузке трёх документов, функционал площадки дезактивировался и было невозможным добавить заявление о присоединении к регламенту и опросный лист, на письма об открытии функционала Заявитель получал отписки, а общий срок регистрации на площадке занял 9 дней.
Организатор торгов и ЭТП с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения.
Изучив представленные материалы, Комиссия признает жалобу необоснованной в части доводов жалобы, в остальной части (направленных за менее чем один рабочий день до фактического рассмотрения) жалоба оставлена без рассмотрения в связи с тем, что такие дополнения умаляют права Организатора торгов и ЭТП на надлежащую защиту своих прав, а также возможность подготовить своевременные возражения на новые доводы Заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229 ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно пункту 3 постановления Правительства России от 30.01.2013 N 66 "О Правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого имущества в ходе исполнительного производства для размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Организатор торгов не позднее дня, следующего за днем опубликования извещения о предстоящих торгах в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляет информацию для размещения на официальном сайте, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 Закона об ипотеке, а также информацию о наименовании и номере периодического издания, в котором организатором торгов опубликовано извещение о предстоящих торгах, и дате опубликования указанного извещения.
На заседании Комиссии установлено, что во исполнение указанной нормы 27.04.2020 Организатор торгов разместил информацию о Торгах в периодических изданиях БОИ "Московские торги", а также на Официальном сайте и сайте ЭТП.
При этом Заявитель обнаружил информацию о Торгах только 12.05.2020, на что сам указывает в своей жалобе, и не успел принять участие в Торгах.
Комиссия для Заявителя отмечает, что Комиссия не вправе отменить результаты Торгов только на том основании, что Заявителем не своевременно были обнаружены сведения о проводимых Торгах.
Кроме того, представленные материалы от Организатора и ЭТП опровергают доводы Заявителя о том, что последними не своевременно размещены сведения о Торгах на Официальном сайте.
Согласно представленным материалам, для участия в торгах по реализации арестованного имущества по поручению Территориального управления NЛ4/20/11/СЗАО-23 были зарегистрированы заявки от <...> (регистрационный номер заявки N1), <...> (регистрационный номер заявки N2).
Заявки, зарегистрированные под номерами 1 и 2 соответствуют установленным законодательством РФ нормам в полном объеме.
Заявки от Заявителя в установленный срок подачи заявок с 27.04.2020 по 15.05.2020 года не поступало.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов и ЭТП нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
Иные доводы жалобы оставлены Комиссией без рассмотрения, поскольку Заявитель обжалует условия проведения Торгов после окончания сроков подачи заявок.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в Торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие, в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении Торгах, либо порядок подачи заявок на участие.
В своих дополнениях к жалобе Заявитель указывает, что Организатор торгов необоснованно использует при проведении Торгов торговую площадку, не утвержденную Распоряжение N 1 и Распоряжением N 2, а также использует закрытую форму подачи предложений о цене.
Комиссия учитывает, что до окончания срока подачи заявок и в своей жалобе Заявитель своевременно указанные условия проведения не оспаривал.
При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей.
Законодателем разделены возможные к оспариванию действия Организатора торгов и ЭТП на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные Организатором торгов и ЭТП до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Следует отметить, что нарушения при опубликовании Извещения о торгах могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении Организатором своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Скрытые нарушения в составе Извещения могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы.
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, а именно использовании при проведении Торгов торговой площадки, не утвержденной Распоряжением N 1 и Распоряжением N 2, следует признать, что подобное (по мнению Заявителя) нарушение, в случае его действительного наличия в действиях Организатора торгов, являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им условий Извещения. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких условий Заявитель указал только в своих дополнениях к жалобе от 22.05.2020.
При таких данных, оценивая поведение Заявителя в указанной части, следует признать его злоупотреблением правом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Извещения подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Торгов, которые подали заявки в соответствии с условиями Извещения.
В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Организатора торгов и ЭТП нарушений требований действующего законодательства о публичных торгах, поскольку последние действовали в соответствии с требованиями собственного Извещения, которое не было оспорено Заявителем своевременно ни в административном, ни в судебном порядке.
В этой связи Комиссия оставляет дополнения к жалобе Заявителя без рассмотрения.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов необоснованной доводов, изложенных в жалобе, дополнения к жалобе - оставить без рассмотрения.
2. Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 21.05.2020 N ПО/29266/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 мая 2020 г. N 077/07/00-8699/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.05.2020