Врио заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области <_>, рассмотрев материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - директора производственного отделения "Ильменские электрические сети" Филиала "Новгородэнерго" Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество, сетевая организация) <_>
УСТАНОВИЛ:
В Новгородское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление <_>., действующей по доверенности от 16.03.2020 в интересах своего отца <_>., по поводу отключения 11.03.2020 от электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <_>
В ходе рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что Солецким филиалом ГОБУЗ "НКСЦФП" - "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" в декабре 2019 года начата реконструкция принадлежащих ему воздушных линий, в связи с чем 11.03.2020 жилое помещение <...>а <...>, расположенное по адресу: <_>. О чем в адрес <...>а <...> ГОБУЗ "НКСЦФП" - "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы" было направлено письмо от 16.01.2020 исх. N 4.
С учетом данных обстоятельств, 17.02.2020 в ПО "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" <...> <...> подана заявка N 65-00351-и/20 о технологическом присоединении указанного жилого помещения к объектам электроэнергетики сетевой организации.
Таким образом, потребителем <...>ым <...> приняты меры по недопущению прекращения электроснабжения его жилого помещения, в связи с чем заблаговременно, 17.02.2020 подана заявка на технологическое присоединение его жилого помещения непосредственно к электрическим сетям сетевой организации.
По результатам рассмотрения указанной заявки 18.02.2020 сетевой организацией <...>у <...> направлен ответ об отказе в технологическом присоединении и аннулировании его заявки со ссылкой на его присоединение к сетям ПО "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на балансе Солецкого филиала ГОБУЗ "НКСЦФП" - "Противотуберкулезный санаторий "Велебицы", в связи с чем повторное технологическое подключение недопустимо.
Вместе с тем, в рамках данной заявки требовалось провести работы по изменению точки присоединения данного потребителя к объектам электроэнергетики, находящимся в ведении сетевой организации, что в силу п. 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), является технологическим присоединением и проводится в порядке, установленном Правилами.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (п. 1 Правил).
В соответствии с п. 2 Правил их действие распространяется, в том числе, на случаи изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу п. 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Правилами установлены случаи аннулирования заявки.
Так, пунктом 15 Правил предусмотрена возможность аннулирования заявки на технологическое присоединение в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, а также в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания.
Пунктом 30(1-1) Правил установлены случаи аннулирования заявки, поданной заявителем при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Также заявка, поданная в целях временного технологического присоединения, согласно п. 53 Правил, аннулируется сетевой организацией в случае, если заявителем принимается решение об электроснабжении своих энергопринимающих устройств с использованием автономных источников питания.
Возможность аннулирования заявок в иных случаях, в том числе, при изменении точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя, ранее подключенных к объектам электросетевого хозяйства иных лиц, т.е. подключенных опосредованно, Правилами не предусмотрена.
Кроме того, аннулирование заявки проведено без каких-либо правовых оснований, предусмотренных Правилами, которые не содержат такого основания для аннулирования заявки, как уже состоявшееся опосредованное подключение потребителя к объектам электроэнергетики, находящихся на балансе иных организаций.
Таким образом, ПО "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" незаконно, в нарушение п. 3, п. 6 Правил отказало в технологическом подключении <...>у <...> и безосновательно аннулировало его заявку от 17.02.2020.
Указанный незаконный отказ ПО "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" в технологическом подключении энергопринимающих устройств <...>а <...> на основании его заявки от 17.02.2020 повлек нарушение прав потребителя на бесперебойное электроснабжение его жилого помещения, что недопустимо.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии Правил предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить в отношении должностного лица - директора производственного отделения "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Новгородэнерго" <...><_>дело по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Провести административное расследование.
3. <...>у Вячеславу Владимировичу в срок до 22.06.2020 представить в Новгородское УФАС России:
3.1 Копии документов, составленных при рассмотрении заявки <...>а <...> от 17.02.2020, в том числе акты осмотра, иное.
3.2 Схему присоединения объекта <...>а <...> в период рассмотрения его заявка с указанием на схеме, в том числе, объектов электросетевого хозяйства ПО "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго".
3.3 Какие мероприятия по технологическому присоединению объекта <...>а <...> выполнены ПАО "МРСК Северо-Запада" по состоянию на 24.06.2020.
4. Протокол по делу об административном правонарушении N 053/04/9.21-273/2020 в отношении должностного лица - директора производственного отделения "Ильменские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" <...>а <...> будет составлен 25.06.2020 в 11 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 3, каб. 217.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также, иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Права и обязанности разъяснены <_>
Врио заместителя руководителя -
начальника отдела антимонопольного контроля Управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 28 мая 2020 г. N 053/04/9.21-273/2020 (ключевые темы: технологическое присоединение - сетевая организация - жилой дом - электроснабжение - присоединение энергопринимающих устройств)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.05.2020