Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО "Новые конкурентные технологии" - <...>, а также <...> (лично);
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель), направленную письмом ФАС России N 04/40243/20 от 14.05.2020 (вх. N 31774-ЭП/20 от 15.05.2020) на действия ООО "Новые конкурентные технологии" (далее также - Организатор торгов) проведении аукциона по продаже арестованного имущества (извещения NN 100320/39918719/05, 130420/39918719/03) (далее - Торги);
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов, мотивированная неисполнением предписаний антимонопольного органам.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007
N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими
в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Как следует из доводов жалобы, Заявитель указывает на наличие нарушений в действиях Организатора торгов, выразившихся в неисполнении законного предписания антимонопольного органа по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020.
Так, Заявитель поясняет, что Организатор торгов, объявив новую процедуру (извещение N 130420/39918719/03), не устранив при этом в рамках объявления такой процедуры выявленные в его действиях нарушений, фактически проигнорировал требования Комиссии Московского УФАС России и нарушил требования действующего законодательства.
На заседании Комиссии установлено следующее.
01.04.2020 по результатам рассмотрения жалобы заинтересованного лица на действия Организатора торгов при проведении процедуры N 100320/39918719/05, Комиссией вынесено решение по делу 077/07/00-5651/2020 о признании такой жалобы обоснованной, действия Организатора торгов по проведению процедуры с закрытой формой ценового предложения признаны неправомерными, Организатору торгов выдано обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем 07.04.2020 Комиссией Московского УФАС России была рассмотрена другая жалоба иного заинтересованного лица, мотивированная неправомерным выбором Организатором торгов, в том числе в рамках проведения процедуры
N 100320/39918719/05, электронной торговой площадки на которой будут проводится торги.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией вынесено решение по делу N 077/07/00-5492/2020 о признании такой жалобы обоснованной, а также о выдаче Организатору торгов обязательного к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.
Необходимо отметить, что решение по делу N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020 содержит следующий абзац:
"При этом Комиссией установлено, что в рамках рассмотрения дела N 077/07/00-5651/2020 антимонопольным органом уже было выдано предписание об аннулировании Торгов с реестровыми номерами 100320/39918719/01, 100320/39918719/05, в связи с чем оснований для выдачи предписания об аннулировании указанных торгов в настоящем случае отсутствует, вместе с тем при объявлении новых Торгов во исполнения предписания по делу N 077/07/00-5651/2020 Организатор торгов в том числе должен руководствоваться установленными в настоящем деле нарушениями, что будет отражено в соответствующем предписании по настоящему делу".
Таким образом, из указанного абзаца следует, исполнением предписания по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 в полном объеме будет являться устранение нарушений, выявленных в рамках дела N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020.
Установлено, что 31.03.2020 торги с извещением N 100320/39918719/05 признаны несостоявшимися в связи с непоступлением заявок до окончания срока подачи заявок.
13.04.2020 Организатором торгов объявлена новая процедура (извещение
N 130420/39918719/03), в которой устранено нарушение в части формы подачи участниками ценовых предложений (применена открытая форма подачи ценового предложения), однако электронная торговая площадка Организатором торгов в соответствии с требованиями решения по делу N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020 изменена не была, торги были проведены Организатором торгов на той же площадке, не входящей в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что решение и предписание по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 направлены в адрес Организатора торгов посредством электронной почты 06.04.2020 в 16:30, решение и предписание по делу N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020 - 13.04.2020 в 14:17, в свою очередь, извещение N 130420/39918719/03 опубликовано на официальном сайте для размещения информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов 13.04.2020 в 16:43. При таких обстоятельствах, Комиссия презюмирует, что на момент размещения извещения N 130420/39918719/03 Организатор торгов был осведомлен о необходимости совершения действий, направленных на устранение допущенных нарушений, однако пренебрег ими и продолжил противоправное поведение, выразившееся в неизменении электронной торговой площадки на которой должны проводится торги и которая, в свою очередь, была признана Комиссией Московского УФАС России ненадлежащей в рамках исполнения Организатором торгов обязательств по проведению рассматриваемых торгов.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов указал, что ООО "Новые конкурентные технологии" не согласно с вынесенным в рамках дела
N 077/07/00-5492/2020 решением, в связи с чем Организатор торгов принял решение обжаловать в судебном порядке решения и предписания по делам
N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020, N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020 (дело
N А40-43007/20-72-280). При этом Организатор торгов затруднился пояснить были ли приняты судом обеспечительные меры в виде приостановления срока действия оспариваемых предписаний.
Между тем Комиссией установлено, что в рамках дела N А40-43007/20-72-280 рассмотрению Арбитражным судом г. Москвы подлежит законность решения Московского УФАС России по делу N 077/06/1-1173/2020 от 06.02.2020, принятого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не имеющего в настоящий момент прямого отношения к спорным делам, если судом не будет признано обратного.
Также на заседании Комиссии представитель Организатора торгов отметил, что на момент заседания Комиссии по рассмотрению настоящего дела предписание исполнено Организатором торг частично, однако представитель Организатора торгов на заседании не указал, что им был направлен отчет об исполнении предписания по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство не содержит понятия "частично исполненное предписание", то есть законодательство обязывает субъект, которому такое предписание адресовано, исполнить такое предписание в полном объеме в предусмотренный таким предписанием срок.
Вместе с тем Комиссией установлено, что письмом б/н от 13.05.2020
(вх. N 30788-ЭП/20 от 13.05.2020) ООО "Новые конкурентные технологии" известило Московское УФАС России об исполнении предписания по делу
N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 путем совершения следующих действий:
1. Организатором торгов аннулированы торгов по продаже имущества должника (извещения NN 100320/39918719/01, 100320/39918719/05, далее -Торги) в соответствии с решением Комиссии Московского УФАС России от 01.04.2020 по делу N 077/07/00-5651/2020.
2. Организатором торгов размещена информацию об аннулировании Торгов в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
3. Объявлены новые Торги с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 01.04.2020 по делу N 077/07/00-5651/2020.
В свою очередь, Комиссия не может расценить перечисленные Организатором торгов действия, свидетельствующими о надлежащем исполнении Организатором торгов предписания по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 по следующим основаниям.
В пункте первом уведомления об исполнении предписания по делу
N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 Организатор торгов указывает, что торги по извещению N 100320/39918719/05 им были аннулированы, однако на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов указана информация о признании несостоявшимися рассматриваемых торгов, в связи с непоступлением заявок до окончания срока подачи заявок. При этом Комиссия учитывает тот факт, что фактически Организатором торгов такие торги были переобъявлены.
Одновременно, Комиссия отмечает, что в решении по делу N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020 однозначно определено, что при объявлении новых Торгов во исполнение предписания по делу N 077/07/00-5651/2020, Организатор торгов, в том числе должен руководствоваться установленными в настоящем деле нарушениями. В свою очередь, в рамках объявления Организатором торгов процедуры N 130420/39918719/03 электронная торговая площадка в соответствии с принятым решением по делу
N 077/07/00-5492/2020 от 07.04.2020 изменена не была, из чего представляется возможным сделать вывод, что предписание по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 Организатором торгов в полном объеме не исполнено.
Кроме того, Комиссия считает необходимым принять во внимание тот факт, что срок исполнения предписания по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 определен до 27.04.2020, при этом направить отчет о таком исполнении Организатору торгов надлежало до 30.04.2020.
Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что ТУ Росимущества в
г. Москве письмом N 77-20/9704 от 12.05.2020 (вх. N 33738/20 от 22.05.2020) проинформировало Московское УФАС России о неисполнении ООО "Новые конкурентные технологии" требований рассматриваемых решений и предписаний.
Согласно части 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из вышеуказанных норм законодательства, исполнение Организатором торгов предписания, выданного антимонопольным органом является обязательным, а за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.
Однако как следует из материалов дела, Организатор торгов повторно объявил процедуру Торгов с извещением N 130420/39918719/03, не устранив допущенные нарушения в части выбора электронной торговой площадки из перечня электронных торговых площадок, определенных Правительством Российской Федерации, что свидетельствует о неисполнении Заказчиком предписаний по делам NN 077/07/00-5651/2020, 077/07/00-5492/2020.
Также Комиссия отмечает, что согласно письму ФАС России от 12.09.2019 N ИА/79982/19 "О рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, оператора электронной площадки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции" (далее - Письмо ФАС России) статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, который не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи антимонопольным органом предписаний по итогам рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как следует из Письма ФАС России положения главы 9 Закона о защите конкуренции применяются исключительно при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и не применяются при осуществлении полномочий антимонопольного органа, предусмотренных пунктами 3.1 и 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
При этом в статье 18.1 Закона о защите конкуренции отсутствует указание на приостановление исполнения предписания в случае его обжалования в судебном порядке.
Из вышеизложенного представляется возможным сделать вывод, что исполнение предписания антимонопольного органа, выданного в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, может быть приостановлено исключительно в случае принятия судом соответствующих обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания в установленном порядке.
Комиссией установлено, что рамках дела N А40-43007/20-72-280 Арбитражным судом г. Москвы каких-либо обеспечительных мер принято не было.
Вместе с тем, как было отмечено выше, исполнить предписание по делу N 077/07/00-5651/2020 от 01.04.2020 Организатору торгов надлежало не позднее 27.04.2020, ввиду чего Комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для неисполнения Организатором торгов предписания антимонопольного органа.
Более того, о невозможности исполнить предписание антимонопольного органа указанным в нем способом, равно как и о невозможности исполнить требования названного предписания еще каким-либо иным образом, Организатором торгов в антимонопольный орган не сообщалось.
Также с ходатайством о разъяснении порядка исполнения названного предписания, а равно о продлении/приостановлении срока исполнения предписания Организатор торгов в антимонопольный орган не обращался, что свидетельствует об отсутствии у него вопросов относительно порядка и сроков исполнения такого исполнения.
При таких обстоятельствах, Организатору торгов надлежало исполнить предписание в предусмотренный срок, что, в свою очередь, Организатором торгов исполнено не было. Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнить спорное предписание в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, несогласие Организатора торгов с выданным предписанием не является безусловным обстоятельством для неисполнения такого предписания.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1,
пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <...> на действия ООО "Новые конкурентные технологии" при проведении Торгов обоснованной.
2. Установить в действиях ООО "Новые конкурентные технологии" нарушение пункта 3.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО "Новые конкурентные технологии" обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
<...>
ООО "Новые конкурентные технологии"
ул. Митинская, д. 19, эт. 1, пом. 2, ком. 35, г. Москва, 125222
ООО "Спецторги"
ООО "Конкур клуб "Отрадное"-36, пос. Отрадное, Красногорский р-он, Московская обл., 143442
ТУ Росимущества в г. Москве
пер. Орликов, д. 3, кор. Б, Москва, 107139
Управление Росреестра по г. Москве
ул. Большая Тульская, д. 15, Москва, 115191
ФАС России
Садовая-Кудринская ул., д.11, ГСП-3, г. Москва, Д-242, 125993
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-8597/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.05.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
N 135- ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 22.05.2020 по делу N 077/07/00-8597/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "Новые конкурентные технологии" (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении аукционов по продаже арестованного имущества (извещения NN 100320/39918719/05, 130420/39918719/03), а именно:
1. Организатору торгов аннулировать торги с реестровым номером 130420/39918719/03 в соответствии с решениями Комиссии от 01.04.2020 по делу N 077/07/00-5651/2020, от 07.04.2020 по делу N 077/07/00-5492/2020, от 22.05.2020 по делу N 077/07/00-8597/2020.
2. Организатору торгов разместить информацию об аннулировании указанных в пункте 1 настоящего предписания торгах в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
3. Организатору торгов объявить новые торги по извещению с номером 100320/39918719/05 с учетом решений антимонопольного органа по делам NN 077/07/00-5651/2020, N 077/07/00-5492/2020, 077/07/00-8597/2020.
4. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 29.06.2020.
5. Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 01.07.2020 с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение настоящего предписания Организатором торгов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 мая 2020 г. N 077/07/00-8597/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.05.2020