Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- врио руководителя управления <_>; |
членов
в отсутствие сторон
|
- ведущего специалиста-эксперта <_>, - ведущего специалиста-эксперта <_>,
|
рассмотрев дело N 073/06/33-233/2020 по жалобе ООО "САРМАТ" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168200002420002533 (наименование объекта закупки - "Стоматологический материал"; заказчик - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска", уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта - 14 776 452,60 руб., срок окончания подачи заявок - 14.05.2020 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 3195 от 14.05.2020 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "САРМАТ" на положения документации о проведении аукциона в электронной форме N 0168200002420002533.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Описание объекта закупки нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку характеристики товара, установленные в позициях N 1, 58 технического задания аукционной документации соответствуют единственному производителю. Так в позиции N 1 указаны наименования цветов порошка "Pedo" и "Blue", которые относятся к части торговых наименований "3-М ЭСПЭ Дентал Продакс", США. Объект закупки по позиции N 58 содержится в каталоге товаров, работ, услуг под N 32.50.50.190-00000966 (далее -КТРУ). При этом заказчик использует дополнительные характеристики без надлежащего обоснования их использования. В позиции N 58 содержатся указания на обозначения "Dentin", "Body", "Eamel", "Translucent", W", "Amber", которые указывают на единственного производителя Filtek_ Ultimate (ЗМ, США).
Также заявитель жалобы указывает, что в позициях N 1, 58 указаны точные требования к объему упаковки, однако не указано на возможность предложения иного размера упаковки, что отражено в других позициях технического задания (N 2-57). Также не указано обоснование требования конкретного размера упаковки.
На заседании Комиссии 20.05.2020 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель ООО "САРМАТ" поддержал доводы жалобы, представители заказчика с доводами жалобы не согласились.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу (вх. N 3402 от 20.05.2020), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Аукционная документация была сформирована на основании технико-экономического задания заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 21.05.2020 для документального анализа материалов по делу.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх. N 3477 от 21.05.2020), содержащие указание на следующее.
Учреждение на основании устава вправе осуществлять приносящую доход деятельность на основании прейскуранта цен. Выбор пломбировочного материала является правом потребителя, а использование выбранного потребителем материала при оказании платной медицинской услуги, является обязанностью заказчика. Прейскурант цен, в котором указаны материалы конкретных производителей, является публичным и размещен на сайте учреждения. Установление требования о поставке товара по позициям N 1, 58 в конкретных объемах связано с тем, что учреждение включает в себя 11 стоматологических отделений и товар распределяется по рабочим местам врачей и используется после вскрытия упаковки до ее окончании конкретным врачом и не может быть передан с одного рабочего места на другое. При этом ведется персонифицированный учёт расходов стоматологических материалов для осуществления контроля расхода денежных средств. Все материалы по 58 позициям объединены в одну закупку в связи с единым назначением, это оказание услуги по пломбированию, а также с целью избежания дробления закупки и экономии бюджетных средств. Применение КТРУ является правом заказчика.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.04.2020 были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002420002533 (наименование объекта закупки - "Стоматологический материал").
27.04.2020 и 30.04.2020 в извещение и документацию внесены изменения.
27.04.2020, 28.04.2020, 29.04.2020 и 12.05.2020 заказчиком были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.05.2020 на участие в указанном аукционе было подано 9 заявок, 3 заявки были отклонены от участия в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 18.05.2020 в ходе проведения аукциона ценовые предложения поступили от 3 участников закупки, цена контракта снижена до 10 491 068 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2020 заявки всех участников аукциона были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "САРМАТ" обоснованной в части нарушения порядка описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок и правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0168200002420002533 следует, что объектом закупки является поставка стоматологического материала, код по ОКПД2 32.50.50.190. При этом одна из позиций извещения содержит указании на код КТРУ 32.50.50.190-00000966.
В КТРУ 22.03.2019 (обязателен к применению с 01.07.2019) включен код 32.50.50.190-00000966 "Материал стоматологический пломбировочный композитный светового отверждения", раздел "Описание товара, работы, услуги" которого в настоящее время не заполнен.
Учитывая изложенное, доводы заявителя жалобы о несоответствии характеристик закупаемого товара позиции КТРУ не находит своего фактического подтверждения, и жалоба ООО "САРМАТ" в указанной части является необоснованной.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику указано на необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам с учетом требований отраслевого законодательства.
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168200002420002533 объектом закупки является поставка стоматологического материала.
Пункт 10 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168200002420002533 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации.
Приложение N 1 "описание объекта закупки и количество" документации N 0168200002420002533 содержит описание необходимого заказчику товара в виде таблицы, содержащей, в том числе следующие показатели товара и требования к указанию их участниками:
N п/п |
Наименование товара |
Код позиции |
Требование к значению показателя |
Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки |
Требование к значению показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Пломбировочный материал |
32.50.50.190 |
Цвета порошков в наборе |
A3, A4, C2, C4, Pedo, Blue |
Значение не изменяется |
Количество флаконов с цветными порошками, шт |
6 |
Значение не изменяется |
|||
Объем флаконов с цветными порошками, гр |
Каждый по 5 |
Значение не изменяется |
|||
Объем флакона с праймером, мл |
6,5 |
Значение не изменяется |
|||
Количество флаконов с жидкостью, шт |
2 |
Значение не изменяется |
|||
Объем флаконов с жидкостью Vitremer или эквивалент, мл |
Каждый по 8 |
Указывается одно значение |
|||
Количество флаконов с лаком для окончательной обработки, шт |
1 |
Значение не изменяется |
|||
Объем флаконов с лаком для окончательной обработки, мл |
6,5 |
Значение не изменяется |
|||
Количество одноразовых кисточек, шт |
60 |
Значение не изменяется |
|||
Количество аппликаторов, шт |
50 |
Значение не изменяется |
|||
Блокнот для замешивания и пластмассовый поддончик |
наличие |
Значение не изменяется |
|||
Назначение |
Пломбирование: кариозных полостей 3 и 5 классов, всех классов молочных зубов, некариозных поражений тканей зубов. Использование в качестве подкладки под все виды пломб. |
Значение не изменяется |
|||
Тип материала |
Стеклоиономерный |
Значение не изменяется |
|||
Тип отвердения |
Химическое |
Значение не изменяется |
|||
58 |
Материал стоматологический пломбировочный композитный светового отверждения |
32.50.50.190-00000966 |
высокоэстетичный универсальный нанокомпозит, |
предусмотрено |
Значение не изменяется Значение не изменяется |
Цветовая гамма: |
большое разнообразие оттенков и прозрачностей |
Значение не изменяется |
|||
Адгезив в составе упаковки |
Не предусмотрен |
Значение не изменяется |
|||
Наполнитель, нм |
Dentin оттенков А2, А3, В3 (по 1 шт. каждого оттенка, по 4 г); Body оттенков А2, А3, А3.5, В2 (по 1 шт. каждого оттенка, по 4 г); Enamel оттенков А1, A2, А3, W (по 1 шт. каждого оттенка, по 4 г); Translucent оттенка Amber (янтарный, 1 шт., 4 г) |
Значение не изменяется |
|||
Состав кластерного наполнителя, нм |
Частицы кремния размером 20 и частицы циркония размером 4-11 |
Значение не изменяется |
|||
флюоресценция |
улучшенная |
Значение не изменяется |
|||
стойкость блеска, |
отличная |
Значение не изменяется |
|||
износоустойчивость |
для реставрации фронтальных и боковых зубов |
Значение не изменяется |
|||
Фасовка, гр |
48 |
Значение не изменяется |
При этом, заказчиком не отрицается факт наличия единственного производителя товара по позициям N 1 и N 58. Доказательств наличия товаров иных производителей по данным позициям также представлено не было.
Формирование аукционной документации в подобном виде противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно приложению N 2 к аукционной документации, которое является обоснованием начальной цены контракта, начальная (максимальная) цена контракта по позиции N 1 составляет 1 140 420 рублей, по позиции N 58 - 3 889 470 рублей, что составляет значительную часть, а именно 34 % от начальной цены контракта всей закупки.
Также аукционная документация не содержит обоснования использования спорных характеристик по позициям 1 и 58 технического задания (наименования цветов порошка "Pedo" и "Blue", указания на обозначения "Dentin", "Body", "Eamel", "Translucent", W", "Amber", точные требования к объему упаковки), что нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом доводы заказчика о наличии потребности в приобретении товаров конкретных производителей в связи с оказанием учреждением платных медицинских услуг и указанием производителя в прейскуранте цен на услуги не могут быть признаны обоснованными, на основании следующего.
В случае наличия потребности в приобретении товаров конкретных производителей заказчик вправе осуществить отдельные закупки с обязательным включением на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона в документацию надлежащего обоснования необходимости приобретения подобного товара.
Таким образом, жалоба ООО "САРМАТ" является обоснованной в части нарушения порядка описания объекта закупки.
В соответствии пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 N 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, включающее, в том числе, описание объекта закупки, соответственно, действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что устранить допущенное заказчиком нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем выделения из объекта закупки позиций 1 и 58 путем внесения изменений в документацию не представляется возможным, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение выдать предписание об аннулировании (отмене) закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САРМАТ" обоснованной в части нарушения порядка описания объекта закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем аннулирования (отмены) закупки, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 073/06/33-233/2020 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 14 мая 2020 г. N 073/06/33-233/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.05.2020