Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей ООО "Комплексные поставки" (уведомлено письмом Московского УФАС России от 14.05.2020 N ПО/27434/20),
рассмотрев жалобу ООО "Комплексные поставки" (далее также - Заявитель; Общество) на действия ПАО "Транснефть" (далее также - Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на правозаключения договора на специализированное оборудование и материалы (Системы кондиционирования) (реестровый N32009000724, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора при проведении Закупки. Заявитель, полагая необоснованным отклонение его заявки, обратился с жалобой, в которой просит выдать предписание Заказчику об отмене протокола N 0001-200-К-12-02479-2020/Р.
Жалоба рассмотрена по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) определены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принципы: информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Представители Организатора с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя приняла решение о признании ее необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.
В соответствии с п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках" принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Единственным доводом жалобы является якобы неоднозначность трактовки правил заполнения Формы 2.
В соответствии с п. 2 Инструкции для участника закупки (далее - Инструкция) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в столбцах "Наименование продукции", "ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр." Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)". Форма 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Форма 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", являются неотъемлемой частью документации о закупке, представлены в электронном виде в формате разработки MS Excel и приложены отдельным файлом в комплекте документов документации о закупке.
Согласно п. 3.1 Инструкции описание участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии с требованиями к товару, приведенными в Форме 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Форме 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)".
Форма 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Форма 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)" заполняются участником закупки в соответствии с порядком заполнения, установленным соответствующей Формой 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формой 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)" и представляются участником закупки в соответствии с требованиями раздела 10 Инструкции.
Для подтверждения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика участник Закупки в составе заявки на участие в закупке, с учетом указанных в столбце "ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр." Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)" требований к поставляемому товару, должен отразить качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара в свободной форме (с учетом правил, предусмотренных Инструкцией) только для тех товаров, по которым в столбце "Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)" Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание "установлено"), за исключением случаев, когда марка, модель, товарный знак (его словесное обозначение), полезная модель, промышленный образец, фирменное наименование производителя, предлагаемого участником закупки товара, совпадают с указанными заказчиком в Документации.
Таким образом, в Инструкции однозначно указано, что описание предлагаемого к поставке товара с отражением качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) должно быть представлено во всех случаях, когда имеется указание "установлено". Единственное исключение - когда заказчик указывает в своей потребности индивидуально определенный товар с конкретными маркой, моделью, товарным знаком и т.п. без указания возможности поставки эквивалента.
В п. 3.3 Инструкции установлено, что указываемые качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара должны быть изложены участником закупки таким образом, чтобы представленное описание однозначно и ясно позволяло соотнести указанные характеристики поставляемого товара с требованиями, содержащимися в столбце "Наименование продукции" Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", и в документах, указанных в столбце "ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр." Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", с учетом правил, установленных п. 3.4 Инструкцией.
Описание качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) предлагаемого к поставке товара предоставляется в составе заявки на участие в закупке отдельным архивом. По каждой позиции товаров, по которым в столбце "Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)" Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)", установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание "установлено"), должна быть сформирована отдельная папка, имеющая наименование в виде соответствующего кода позиции товара из столбца "Код позиции" Формы 2 "Предложение участника закупки о поставке товара", Формы 2.1 "Расчет цены договора (цены лота)".
В п. 3.4 Инструкции содержатся подробные разъяснения относительно применения обозначений (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) при описании участником закупки товара.
Согласно Форме 2 заказчикам требуются сплит-системы и кондиционеры (столбец 6 Формы 2 "Наименование продукции"), при этом в столбце 12 Формы 2 "Требования к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)" указано "установлено". В столбце 11 Формы 2 "Возможность поставки эквивалента" установлено значение "Да".
Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в опросных листах, приложенных к документации о закупке в разделе "Техническая документация" (ссылка на них указана в столбце 7 Формы 2 "ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.").
В каждом из опросных листов указано на возможность поставки конкретной модели товара или эквивалента, указаны все требования, которым должен соответствовать товар. Кроме того, в опросных листах указана комплектность товаров, требуемых к поставке.
Вместе с тем, Заявитель представил заполненную Форму 2, заполнив столбец 6 Формы 2 "Наименование продукции", но не представив описания качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) предлагаемого к поставке товара, что не позволяет соотнести характеристики предлагаемого к поставке товара с требованиями, содержащимися в опросных листах.
Например, в опросном листе N Г.0.0000.19002-ЦТД/ГТП/1-00.208,351-ОВ.ОЛ2 к поставке указана сплит-система Daikin FTYN25L/RYN25L или эквивалент.
Заявитель предложил к поставке эквивалент Mitsubishi Heavy SRK25ZSPR-S/SRC25ZSPR-S.
В опросном листе N Г.0.0000.19002-ЦТД/ГТП/1-00.619-ОВ.ОЛ8 к поставке указана сплит-система Daikin FTXS35K/RXS35L3 или эквивалент.
Заявитель предложил к поставке эквивалент Mitsubishi Heavy SRK35ZSPR-S/SRC35ZSPR-S.
В опросном листе N Г.0.0000.19002-ЦТД/ГТП/1-00.619-ОВ.ОЛ7 к поставке указана сплит-система Daikin FTXS50K/RXS50L или эквивалент.
Заявитель предложил к поставке эквивалент Mitsubishi Heavy SRK50ZS-W/SRC50ZS-S.
В опросном листе N Г.0.0000.19002-ЦТД/ГТП/1-00.619-ОВ.ОЛ11 к поставке указана сплит-система Daikin FAA71A/RR71BV или эквивалент.
Заявитель предложил к поставке эквивалент Mitsubishi Heavy SRK71ZR-W/SRC71ZR-S.
Поскольку описание качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) предлагаемых к поставке товаров в нарушение требований раздела 3 Инструкции не представлено, невозможно соотнести характеристики предлагаемого к поставке товара с требованиями, содержащимися в опросных листах.
Комиссия также убедилась, что из иных документов, представленных в составе заявки Заявителя, невозможно установить конкретные характеристики товара, необходимых Организатору.
Также следует иметь в виду, что Заявитель в случае наличия каких-либо сомнений или вопросов вправе был обратиться к Организатору Закупки с запросом о разъяснении положений Инструкции или Формы 2, однако этого не сделал.
Согласно п. 14.2.2 Инструкции конкурсная комиссия вправе отклонить заявку на участие в Закупке от дальнейшего участия в Закупке на любом этапе вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в положении о закупке товаров, работ, услуг заказчика.
В соответствии с п. 6.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" (далее - Положение) основанием для отклонения заявки на участие в закупке является, в частности, несоответствие поданной участником закупки заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.
В связи с тем, что Заявителем не исполнены требования документации о Закупке в части предоставления технического описания предлагаемого к поставке оборудования, в соответствии с п. 6.5.2 Положения заявка ООО "Комплексные поставки" правомерно и обоснованно отклонена.
Согласно ранее упомянутому п. 6 Обзора судебной практики Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Комиссия, рассматривая жалобу Заявителя, исходит из необходимости оценки действий Организатора на момент принятия соответствующего решения об отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке. В настоящем случае, Организатор отклонил заявку Общества ввиду ее несоответствия требованиям Документации.
В связи с чем, оценивая действия Заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, а также требований Документации, Комиссия не находит оснований для выводов о наличии в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства в сфере закупок по отклонению заявки Заявителя от участия в Закупке.
В связи с чем Комиссия признает названный довод Заявителя необоснованным.
Кроме того, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Комплексные поставки" (ИНН:66585244269, ОГРН:1196658023484) на действия ПАО "Транснефть" (ИНН:7706061801, ОГРН:1027700049486) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.05.2020 N ПО/27434/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 мая 2020 г. N 077/07/00-8282/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020