Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>, руководитель Амурского УФАС России,
члены Комиссии: <_> - начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, <_> - главный специалист-эксперт названного отдела, <_> - специалист-эксперт названного отдела.
рассмотрев дело N 028/05/5-155/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе")) по факту распространения индивидуальным предпринимателем <_> (ОГРНИП: <_>, ИНН: <_>, дата регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя: <_>) рекламы непристойного и оскорбительного характера,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (его представителя) - ИП <_> (извещен о месте, дате и времени рассмотрения дела N 028/05/5-155/2020 надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России 24.03.2020 поступило заявление Свободненской городской прокуратуры (далее также - Заявитель, вх. N 1171) по факту распространения ИП <_> рекламного ролика с участием малолетнего ребенка, который использует ненормативную лексику, что, по мнению заявителя, является нарушением требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
Проверкой Свободненской городской прокуратуры установлено, что в период с 01.03.2020 по 17.03.2020 на странице в социальной сети "Непростой Свободный" (notsvob) размещен видеоматериал с роликом, на котором изображен малолетний ребенок, с текстом следующего содержания:
"Закадровый голос взрослого: Сынок, я продал машину, и мне за это подарили диван!
Ребенок: Ты че, ох..л?"
Далее следует заставка с изображением автомобилей и логотипа следующего содержания: "Автосвобода территория верного выбора Лазо 4":
Свободненской городской прокуратурой установлено, что руководителем компании "Автосвобода" в г. Свободный Амурской области является ИП <_>.
В ходе опроса, проведенного старшим помощником городского прокурора, ИП <_> пояснил, что является индивидуальным предпринимателем с 2012 года, занимается продажей автомобилей и осуществляет свою деятельность по адресу: г. Свободный, ул. Лазо, 4. В целях маркетинга и презентации им было принято решение подготовить 30 рекламных роликов с целью дальнейшего размещения в сети "Интернет". Один из рекламных роликов был с участием ребенка, который высказывает нецензурное выражение. Материал, записанный с ребенком, был заимствован из видеохостинга YouTube, далее ролик был смонтирован. Ролик был размещен 04 (05) марта 2020 года в социальной сети "Инстаграм" на странице "Непростой Свободный". По состоянию на 17.03.2020, ролик удален. Ролик создавал и монтировал ИП <_> самостоятельно.
По мнению Заявителя, распространение подобного рода рекламной информации недопустимо и неприемлемо, а также нарушает законодательство о рекламе.
Пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 указанного закона, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Амурским УФАС России в рамках рассмотрения заявления установлено, что страница "Непростой Свободный" является публичной страницей в сети "Инстаграм", с открытым доступом.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России, изложенным в письме от 20.06.2018 N АД/45557/18 "Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе", в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.
При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг оценивается лиц исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Согласно поисковому запросу в сети "Интернет", компания "Автосвобода" имеет свою страницу по адресу: автосвобода.рф. На главной странице размещен логотип и слоган компании, идентичный размещенному в рассматриваемом ролике.
На сайте компании "Автосвобода" указано, что руководителем компании является <_>
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом ролике имеется объект рекламирования - средства индивидуализации продавца товара (услуг): логотип компании "Автосвобода", а также указание адреса (местонахождения) организации: ул. Лазо,4. Следовательно, рассматриваемую информацию можно определить как рекламную, поскольку она размещена в свободном доступе на странице "Непростой Свободный", направлена к неопределенному кругу лиц и имеет своей целью рекламирование компании "Автосвобода".
Согласно части 6 статьи 5 Закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.
В силу части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 данного Закона, несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеназванной рекламы, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе", то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является: ИП <_> ОГРНИП: <_>, ИНН: <_>, дата регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя: <_>).
22.04.2020 по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело N 028/05/5-155/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе") в отношении рекламодателя ИП <_>.
В соответствии с определением Амурского УФАС России о возбуждении дела N 028/05/5-155/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 22.04.2020 ИП <_> необходимо было представить пояснения о нарушении требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
ИП <_> письменно (вх. N 2398-э от 19.05.2020) сообщил, что в начале марта 2020 года им был размещен видеоролик-реклама компании "Автосвобода" с ребенком, который высказывает нецензурное выражение. Данный ролик был создан ИП <_> самостоятельно, без привлечения иных лиц. Видео с ребенком было взято на сайте You Tube, которое находилось в свободном доступе. После того, как ИП <_> стало известно, что размещение видеоролика-рекламы компании "Автосвобода" с ребенком, который высказывает нецензурное выражение, нарушает законодательство, ролик был удален.
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что реклама компании "Автосвобода" на странице в социальной сети "Непростой Свободный" (notsvob) с использованием ненормативной лексики является ненадлежащей, нарушающей требования части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
По совокупности документов Комиссией Амурского УФАС России установлено, что по вине ИП <_> произошло нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в распространении рекламы, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что ИП <_>, являясь рекламодателем вышеуказанной рекламы, имел возможность разместить рекламу без использования непристойных и оскорбительных образов, что исключило бы нарушение требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе", однако не предпринял для этого необходимых мер.
В связи с добровольным устранением ИП <_> нарушения требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе", Комиссия Амурского УФАС России решила предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).
Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (ИП <_>), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе") предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В силу пункта 43 Правил, резолютивная часть решения, Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения дела, оглашена немедленно по окончании рассмотрения настоящего дела - 22.05.2020.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную индивидуальным предпринимателем <_> (ОГРНИП: <_>, ИНН: <_>, дата регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя: <_>) в социальной сети Инстаграм на странице "Непростой Свободный" (notsvob) в виде видеоматериала с участием малолетнего ребенка, который использует ненормативную лексику, следующего содержания:
"Закадровый голос взрослого: Сынок, я продал машину, и мне за это подарили диван!
Ребенок: Ты че, ох_ел?",
далее следует заставка с изображением автомобилей и логотипа следующего содержания: "Автосвобода территория верного выбора Лазо 4",
поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
В связи с добровольным устранением ИП <_> нарушения требований части 6 статьи 5 Закона "О рекламе", предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавать.
Передать материалы дела N 028/05/5-155/2020 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25.02.2020.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25 мая 2020 г. N 028/05/5-155/2020 (ключевые темы: антимонопольный орган - нецензурная брань - неопределенный круг лиц - нарушение законодательства о рекламе - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020