по результатам рассмотрения жалобы ООО "СМНУ "Югэнергоинжиниринг" на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
18.05.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "ТЭК-Торг": <...> (доверенность от 24.03.2020 N 472);
ООО "СМНУ "Югэнергоинжиниринг": <...> (доверенность от 26.03.2020 б/н), <...> (доверенность от 09.01.2020 N 1);
АО "Омск РТС": <...> ( доверенность от 01.01.2020 N 13);
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО "СМНУ "Югэнергоинжиниринг" от 07.05.2020 N 473 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО "ТЭК-торг" при проведении заказчиком АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на испытания на тепловые потери лучей теплосети для нужд АО "Омск РТС" (извещение N 32008908825), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СМНУ "Югэнергоинжиниринг" (далее - Заявитель) от 20.04.2020 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "ТЭК-торг" (далее - Оператор) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на испытания на тепловые потери лучей теплосети для нужд АО "Омск РТС" (извещение N 32008908825) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет" https://www.tektorg.ru, регулируются Регламентом работы в системе юридически значимого электронного документооборота АО "ТЭК-Торг", утвержденным <...> АО "ТЭК-Торг" (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Запроса предложений (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Извещение, ЕИС) - 21.02.2020;
2. начальная (максимальная) цена договора - 1 247 938 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 03.03.2020 в 08:00;
4. на участие в Запросе предложений подано - 4 заявки;
5. к участию в Запросе предложений допущено - 4 заявки;
6. по результатам рассмотрения вторых частей допущено - 1 заявка;
7. дата подведения итогов - 14.04.2020;
8. победителем Запроса предложений признан ООО "ЦЕНТР ИНТЕХ" с предложением о цене договора - 516 631 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Запроса предложений, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность направить Заказчику закупки дополнительный пакет документов к заявке в ответ на запрос Заказчика.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения Оператора, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2.9.5 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.9.9 Документации заказчик при проверке соответствия заявок на участие в закупке вправе запросить у участников закупки любые недостающие, нечитаемые или оформленные с ошибками документы (в том числе в случае несоответствия сведений, указанных участником при заполнении соответствующих форм в интерфейсе электронной торговой площадки, сведениям, указанным в составе заявки на участие в закупке), при этом такой запрос оформляется письмом секретаря закупочной комиссии оператору электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки направляет данный запрос участнику закупки, а также публикует запрос в Единой информационной системе. Документы, полученные от оператора электронной торговой площадки, в ответ на запрос, включаются в состав соответствующей части заявки участника, и рассматриваются, в порядке, предусмотренном Документацией.
При этом в соответствии с пунктом 5.2 технического задания Документации установлено требование к участникам закупки: "Участник закупки должен предоставить в составе своей заявки документы (копии сертификатов, лицензий, свидетельств, справки, подписанные уполномоченным лицом, иные документы), подтверждающие наличие собственных материально- технических ресурсов включая, но не ограничиваясь:
- переносной расходомер;
- самопишущие термометры с ценой деления 0,10 С не менее 8 шт".
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 20.04.2020 N 1869/ОЗП-ТГК-ППР-2 заявка Заявителя отклонена, поскольку содержит существенные нарушения требований Документации, а именно: не соответствует п. 5.3 ТЗ, а именно: отсутствуют копии паспортов на расходомер ультразвуковой Portaflow 330; по термометрам лабораторным ЛТ-300-М истекли сроки метрологического контроля (согласно информации по Госреестру межповерочный интервал для термометра лабораторного ЛТ-300-М составляет 1 год). По мнению Заявителя, заказчиком не получен дополнительный пакет документов к заявке Заявителя, направленный в ответ на запрос заказчика о дополнительной информации к поступившей заявке Заявителя, что послужило основание для несоответствия заявки требованиям Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что Заказчиком 08.04.2020 в адрес Заявителя направлен дополнительный запрос документации по заявке Заявителя для устранения замечаний Заказчика, выявленных в ходе рассмотрения заявки Заявителя. 08.04.2020 Заявителем подготовлена документация в ответ на запрос заказчика. При этом Заявитель 09.04.2020, не смог направить в адрес Заказчика вышеуказанные документы ввиду низкой пропускной способности сайта Оператора, а именно: объем документов, загружаемых на сайт Оператора не должен превышать 15 МБ, подготовленный пакет Заявителя был объемом 50 МБ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил сведения, графические изображения и пояснил, что программно-технический комплекс Оператора в период проведение Запроса предложений работал в штатном режиме, без сбоев. При этом представитель Оператора подтвердил, что функционал площадки Оператора не позволяет загрузить документы размером превышающем 15 МБ.
Таким образом, учитывая требование части 12 статьи 3.3 Закона о закупках об обязанности Оператора обеспечивать равный доступ участников в конкурентной закупке, установленный Оператором предельный размер загрузки документов в 15 МБ, неправомерно ограничивает участников конкурентной закупки, направляющих в адрес Заказчика документы размером более 15 МБ.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом положения о праве заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию о поданной заявке может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.
Кроме того, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов в виде оборудования, используемого при оказании услуг по предмету закупки, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, и, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СМНУ "Югэнергоинжиниринг" (ИНН: 2308134667; ОГРН: 1152308002626) от 20.04.2020 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "ТЭК-торг" (ИНН: 7704824695; ОГРН: 1127747285368) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на испытания на тепловые потери лучей теплосети (извещение N 32008908825) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "ТЭК-торг" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Признать в действиях АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 18.05.2020 N 223-ФЗ-358/20.
Передать материалы от 18.05.2020 по делу N 223-ФЗ-358/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2020 г. N 223-ФЗ-358/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020