Резолютивная часть решения оглашена 19.05.2020 года
В полном объёме решение изготовлено 21.05.2020 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<...> - |
заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства; |
Члены комиссии: |
<...> - |
начальник отдела контроля органов власти, |
|
<...> - |
специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
|
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дело N 072/07/18.1-88/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "АСНО" (далее также - Заявитель, Общество) на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" (далее также - Заказчик, МАОУ "СОШ N 2") при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту пищеблока и коридора 1-го этажа по адресу: г. Тобольск, мкр. Иртышский, ул. Надежды, N 2 (далее - Закупка), извещение N 32009069040, в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России (далее также - Управление) 27.04.2020 г. (вх. N 4330) поступила жалоба ООО "АСНО" на действия МАОУ "СОШ N 2" при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту пищеблока и коридора 1-го этажа по адресу: г. Тобольск, мкр. Иртышский, ул. Надежды, N 2 (извещение N 32009069040).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и её содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.
В соответствии с ч. 11, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении Закупки до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в Закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Из довода жалобы Заявителя следует, что Заказчик при оценке заявок на участие в Закупке по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" (п. 2.1 Приложения N 2 к закупочной документации) из предложенных в составе заявки Общества 64 договоров необоснованно засчитал только 31 договор.
В соответствии с ч. 15 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Заказчиком на рассмотрение Комиссией Управления настоящей жалобы представлены надлежащим образом заверенные копии необходимых документов и письменные мотивированные пояснения с обоснованием правовой позиции по обстоятельствам, изложенным в жалобе.
Из письменного пояснения Заказчика следует, что оценка заявок участников Закупки проведена в соответствии с Положением о закупке заказчика и согласно закупочной документации, что соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В заседании Комиссии Управления, состоявшемся 07.05.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительной информации, в соответствии с ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции было принято решение об отложении заседания Комиссии до 19.05.2020 г.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом Наблюдательного совета N 22 от 25.12.2018 г., утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательное учреждение школа N2" (далее также - Положение о закупке, Положение), которое 26.12.2018 г. размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (с изменениями от 04.02.2020 г.).
Как установлено материалами дела, 09.04.2020 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://zakupki.gov.ru/ (извещение N 32009069040) и на сайте электронной торговой площадки РТС-тендер по адресу: https://www.rts-tender.ru/ (закупка N 1661880) Заказчиком было размещено Извещение N ЗП_2/2020 о проведении Закупки, а также Документация N ЗП_2/2020 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту пищеблока и коридора 1-го этажа по адресу: г. Тобольск мкр. Иртышский, ул. Надежды, N 2 (далее - Документация).
Дата и время окончания подачи заявок: 22.04.2020 г. в 09:00.
Дата подведения итогов: 23.04.2020 г.
Начальная (максимальная) цена договора - 1 623 937,01 руб.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме N 1661880 от 22.04.2020 г. на участие в Закупке подано шесть заявок.
Порядок проведения закупки путём запроса предложений установлен разделом 7 Положения о закупке.
Так, согласно п. 1 ч. 53 разд. 7 Положения под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Для участия в запросе предложений участник процедуры закупки подает заявку на участие в запросе предложений в срок и по форме, которые установлены в извещении о запросе предложений (п. 1 ч. 58 разд. 7 Положения).
Пунктом 22 и 23 ч. 55 разд. 7 Положения установлено, что Документация о запросе предложений должна содержать критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с пп. 1.1 п. 3 ч. 61 разд. 7 Положения, критериями оценки заявок на участие в запросе предложений помимо цены договора может быть качество предлагаемых работ, услуг и (или) квалификация участника запроса предложений (включая наличие необходимой профессиональной и технической квалификации, финансовых ресурсов, производственных мощностей, технологического оборудования, материальных ресурсов, технологий, опыта работы, трудовых ресурсов, обладание деловой репутацией).
Пунктами 5 и 7 ч. 61 разд. 7 Положения установлено, что не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в порядке и по критериям, которые не указаны в документации о запросе предложений.
Так, абз. 1 п. 14 Документации определено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки, которые установлены в документации о запросе предложений (Приложение N 2 к Документации).
При этом, согласно с пп. 8 п. 16 Документации, заявка на участие в запросе предложений юридических лиц должна содержать документы, информацию и копии документов, необходимые для оценки заявки по критериям, содержащимся в документации. При этом, отсутствие этих документов и сведений не является основанием для признания заявки на участие в конкурентной закупке не соответствующей требованиям документации о такой конкурентной закупке.
В соответствии с Приложением N 2 к Документации установлены следующие критерии оценки:
- Стоимостной критерий: цена договора - со значимостью критерия 40 %;
- Нестоимостной критерий: квалификация участников закупки (опыт работ) - со значимостью критерия 60 %.
Согласно п. 2.1.1 Приложения N 2 к Документации, в рамках нестоимостного критерия оценки "квалификация участника закупки" Заказчиком оценивается опыт работы в учреждениях за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г., где для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке скан-образы оригиналов, ранее заключенных и исполненных договоров (контрактов) в полном объёме на выполнение аналогичных видов работ предмету закупки с учреждениями за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. и скан-образы актов выполненных работ (по форме КС-3), заверенных обеими сторонами, каждого договора (контракта). При этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 % начальной (максимальной) цены договора на право, заключить который проводится закупка.
Графой "Содержание и порядок оценки по критерию" пункта 2.1.1 Приложения N 2 к Документации установлено следующее: "Под данным критерием понимается, что оцениваются выполненные работы аналогичные предмету закупки в учреждениях (в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. Единица измерения: количество договоров (таблица 2 Приложения 4 документации запроса предложений). Участник указывает информацию о договорах (одно учреждение - один договор), исполненных в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. На основании представленных данных Заказчик устанавливает числовое выражение по количеству договоров, в которых участником были заключены и исполнены договоры на работы аналогичные предмету закупки в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. Числовое выражение может варьироваться от 1 до максимального значения одного из участников в запросе предложений.".
Комиссия, при оценке соответствие/несоответствие договора (контракта) установленным требованиям, рассматривает предмет договора (контракта) и сумму исполненных обязательств по каждому договору (контракту). В случае отсутствия в составе заявки участника копии аналогичного договора (контракта) и копии документов, подтверждающих исполнение данного договора (контракта), такие сведения при оценке данного участника не учитываются при оценке (абз. 2 и 3 графы "Содержание и порядок оценки по критерию" п. 2.1.1 Приложения N 2 к Документации).
Таким образом, систематизируя вышеизложенное, необходимо отметить, что по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки", закреплённому п. 2.1.1 Приложения N 2 к Документации, предусмотрен ряд конкретизирующих условий, которым должны отвечать договоры (контракты) представляемые участниками Закупки в составе заявки, а именно:
1) договор (контракт) должен быть заключён и исполнен в полном объёме в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г.;
2) стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 % начальной (максимальной) цены Закупки;
3) заказчиком по договору (контракту) должно быть учреждение;
4) предмет представляемого договора (контракта) должен быть аналогичным видам работ предмета Закупки;
5) от одного учреждения может быть представлен только один аналогичный договор (контракт).
В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признаётся унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Следует отметить, что с учётом предмета Закупки, требование, установленное п. 2.1.1 Приложения N 2 Документации о предоставлении договоров (контрактов) исключительно с учреждениями ставит в преимущественное положение участников закупки, имеющих опыт работы с учреждениями, перед участниками, не имеющими такого опыта, и, кроме того, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам данного запроса предложений, поскольку ни объем, ни характер работ, не могут быть определены в зависимости от того в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении требования о предоставлении в качестве документов, подтверждающих опыт участника закупки, договоров (контрактов) с аналогичным предметом, заключенных исключительно с учреждениями.
Из дополнительных пояснений Заказчика следует, что под аналогичными предмету закупки видами работ понимаются работы, установленные в дефектной ведомости объёмов работ Технического задания (Приложение N 1 к Документации)
Так, Приложением N 1 к Документации (далее - Техническое задание) установлены следующие основные разделы видов работы:
- ремонтные работы в пищеблоке (стены, пол, потолок);
- дверные блоки (разборка, установка);
- электромонтажные работы (демонтажные и монтажные работы);
- ремонт системы вентиляции;
- сантехнические работы (ремонт водопровода и канализации, замена радиаторов);
- ремонтные работы в коридоре 1-го этажа (стены, пол, потолок, замена радиаторов, замена дверных блоков);
Таким образом, Техническое задание в совокупности включает в себя перечень работ только по внутренней отделке и ремонту помещений, при этом необходимо отметить, что критерий "Квалификация участника закупки" (п. 2.1.1 Приложения N 2 Документации) не содержит информации по раскрытию понятия: "работы аналогичные предмету закупки", как и ссылки на Техническое задание с вышеуказанным перечнем работ, что влечёт за собой введение в заблуждение участников Закупки и нарушает принцип информационной открытости такой Закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
Материалами дела установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупке представлено 64 договора, из которых не соответствовали требованиям п. 2.1.1 Приложения N 2 к Документации 33 договора:
1. по основанию несоответствия предмета представляемого договора (контракта) аналогичным видам работ предмета Закупки (внутренняя отделка и ремонт помещений) не засчитано 12 договоров, в том числе по причине:
1) предмет договора N 292-х-18 от 07.05.2018 г. кровельные работы;
2) предмет договора N 490 от 14.09.2020 г. кровельные работы;
3) предмет договора N 549 от 22.10.2018 г. кровельные работы;
4) предмет договора N 98 от 08.04.2019 г. кровельные работы;
5) предмет договора N 43р от 12.02.2018 г. ремонт отмостки здания;
6) предмет договора N 168 от 15.06.2018 г. ремонт ограждений;
7) предмет договора N 51-10/417 от 11.09.2018 г. фасадные работы;
8) предмет договора N 2/18-ОК от 24.09.2018 г. благоустройство территории;
9) предмет договора N 238 от 24.09.2018 г. монтаж систем видеонаблюдения;
10) предмет договора N 868х/18 от 23.10.2018 г. реконструкция трибун;
11) предмет договора N 19/2019 от 08.02.2019 г. фасадные работы;
12) предмет договора N 670-х/19 от 11.09.2019 г. строительство тротуаров.
Таким образом, принимая во внимание дополнительных пояснения Заказчика в отношении используемого в п. 2.1.1 Приложения N 2 Документации понятия: "аналогичные предмету закупки виды работ", Комиссия управления приходит к выводу, что отклонение вышеуказанных 12 договоров по данному основанию является обоснованным.
2. по основанию представления нескольких договоров от одного учреждения:
1) засчитан договор N 917ОК/18 от 19.09.2018 г., с АУ СОН ТО "Центр "Красная гвоздика", повторно представлены следующие договоры с данным заказчиком:
- N 280 КЭ/19 от 06.05.2019 г.;
- N 463 КЭ/19 от 23.09.2019 г.;
- N 979 ОК/18 от 08.10.2018 г.;
- N 015ОК/19 от 21.01.2019 г.;
- N 328П/19 от 10.06.2019 г.;
- N 329П/19 от 11.06.2019 г.;
- N 370КЭ/19 от 27.07.2019 г.;
- N 409П/19 от 06.08.2019 г.;
- N 464КЭ/19 от 23.09.2019 г.
2) засчитан договор N 888К/18 от 10.10.2018 г. с ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" г. Тюмени, повторно представлены следующие договоры с данным заказчиком:
- N 825П/18 от 04.09.2018 г.;
- N 856П/18 от 24.09.2018 г.;
- N 855П/18 от 24.09.2018 г.;
- N 133П/19 от 27.11.2018 г.
3) засчитан договор N 428/18 от 21.08.2018 г. с АСУСОН ТО "Лесновский психоневрологический интернат", повторно представлены следующие договоры с данным заказчиком:
- N 483/19 от 16.05.2019 г.;
- N 405/18 от 18.05.2018 г.
4) засчитан договор N 0167300000818000291_132643 от 25.09.2018 г. с Комитетом капитального строительства администрации г. Тобольска, повторно представлены следующие договоры с данным заказчиком:
- N 0167300000818000382_132643 от 25.01.2019 г.;
- N 0167300000819000150_132643 от 26.07.2019 г.
5) засчитан договор N 2019.98624/112 от 02.04.2019 г. с АСУСОН ТО "Щучинский психоневрологический интернат", повторно с данным заказчиком представлен договор N 2019.98085/113 от 02.04.2019 г.
6) засчитан договор N 2019.144124 от 29.04.2019 г. с АУ СОН ТО И ДПО "РСРЦН "Семья", повторно с данным заказчиком представлен договор N 2019.270712 от 22.07.2019 г.
7) засчитан договор N 135 от 05.04.2018 г. с АСУСОН ТО "Ялуторовский психоневрологический интернат, повторно с данным заказчиком представлен договор N 40 от 29.01.2018 г.
8) засчитан договор N 25 от 26.01.2018 г. с АСУСОН ТО "Винзилинский психоневрологический интернат", повторно с данным заказчиком представлен договор N 97 от 04.04.2019 г.
Таким образом, по основанию: "(одно учреждение - один договор)", - Заказчиком не засчитан 21 договор Общества, при этом Комиссия Управления приходит к выводу, что данное условие порядка учёта представленных участниками Закупки договоров является излишним, так как установленный Заказчиком приоритет договоров с различными учреждениями, не носит определяющего значения при подтверждении опыта участников Закупки и ограничивает права и законные интересы участников, имеющих два и более договора с одним учреждением также в полной мере подтверждающих опыт исполнения аналогичных работ.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, подведения итогов N 1661880 от 23.04.2020 г. определено, что победителем Закупки признан участник - ООО "Тюменьстройнефтегаз" с итоговым баллом - 96,13 (засчитано 29 договоров из 39 представленных) и предложенной суммой исполнения договора 1 450 000,00 руб., Заявитель занял второе место с итоговым баллом - 95,72 (засчитан 31 договор из 64 представленных) и предложенной суммой исполнения договора 1 623 937,01 руб.
Материалами дела установлено, что аналогичный порядок применения п. 2.1.1 Приложения N 2 Документации использовался при оценке победителя Закупки - ООО "Тюменьстройнефтегаз", следовательно, данные участники Закупки находились в равных условиях конкурентной борьбы и имели объективно одинаковую возможность одержать победу в Закупке.
Вместе с тем, ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования, следовательно, ввиду того, в данном случае предметом обжалования является отклонение заявки Общества у Управления, отсутствуют правовые основания выдачи предписания о внесении изменений в Документацию Заказчика.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы и сведения пришла к следующим выводам:
1) о нарушении МАОУ "СОШ N 2" ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту пищеблока и коридора 1-го этажа по адресу: г. Тобольск, мкр. Иртышский, ул. Надежды, N 2 (извещение N 32009069040), выразившееся в установлении в Документации:
- некорректной формулировки требования к предоставлению договоров аналогичных предмету закупки, с отсутствием ссылки на положения Документации, содержащей виды работ, классифицируемые как аналогичные;
- необоснованных требований о необходимости представления договоров (контрактов) где заказчиком должно быть учреждение, с ограничением количества возможности представления таких договоров от одного учреждения, что в свою очередь образует состав административного правонарушения по ст. 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
2) об отсутствии оснований для выдачи предписания ввиду:
- отклонения закупочной комиссией Заказчика 33 договоров из 64 представленных Заявителем в соответствии с требованиями Документации;
- применения единообразного порядка оценки Заказчиком всех заявок участников по п. 2.1.1 Приложения N 2 Документации;
- состоявшейся конкурентной борьбе (подано 6 заявок, 5 допущено);
- Заявителем обжаловалось отклонение заявки, а не положения Документации Заказчика.
С учётом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСНО" на действия муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по ремонту пищеблока и коридора 1-го этажа по адресу: г. Тобольск, мкр. Иртышский, ул. Надежды, N 2 (извещение N 32009069040) необоснованной.
2. Признать в действиях МАОУ "СОШ N 2" нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Предписание МАОУ "СОШ N 2" не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 мая 2020 г. N 072/07/18.1-88/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.05.2020