по результатам рассмотрения жалобы ООО "Прикамэнергопроект" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
15.05.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Прикамэнергопроект" от 07.05.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС" конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку птицезащитных устройств для нужд МЭС Центра - МЭС Западной Сибири (извещение N 32009083588), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Прикамэнергопроект" (далее - Заявитель) от 07.05.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку птицезащитных устройств для нужд МЭС Востока, МЭС Сибири (извещение N 32009083583) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 15.04.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 459 785 570, 15 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 07.05.2020;
Дата рассмотрения заявок - 21.05.2020;
Дата подведения итогов Конкурса - 29.05.2020;
На участие в Конкурсе подано 3 заявки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно установлен критерий оценки и сопоставления заявок участников Конкурса "опыт участника";
Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара, указывающие на конкретного производителя.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлен критерий оценки и сопоставления заявок участников Конкурса "опыт участника".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Приложением N 1 Документации установлено, что для определения степени предпочтительности заявок, которые по результатам рассмотрения по отборочным критериям были признаны Заказчиком соответствующими отборочным требованиям Документации, производится оценочная стадия рассмотрения заявок, в том числе, по критерию "опыт участника" на основании справки для оценки опыта исполнения договора за последние три года (часть III "образцы форм для заполнения участниками закупки", форма 7 Документации) с приложением подтверждающих документов (с приложением по каждому договору копий актов приема-передачи товара и/или товарных накладных с отметкой грузополучателя на поставляемые материалы) по количеству завершенных договоров на поставку материалов за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. Оценка производится в отношении договоров со стоимостью не менее 25 млн. руб. с НДС.
При этом за каждый исполненный договор участник получает 1 балл. Максимальное количество баллов по критерию "опыт участника" - 100 баллов. Не предоставление в составе заявки справки о перечне и объемах выполнения договоров поставки материалов по указанному критерию присваивается 0 баллов, при этом отсутствие данной справки не является основанием для отклонения заявки участника.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанный критерий оценки и сопоставления заявок на участие в закупки установлен с целью выявления наилучших условий исполнения договора участниками закупки, при этом с случае отсутствия у участника закупки соответствующего опыта осуществления поставок товара по предмету закупки, установленного указанным критерием оценки заявок, заявка такого участника закупки не подлежит отклонению.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара, указывающие на конкретного производителя.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации должны быть предусмотрены, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
При этом в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Техническим заданием Документации по установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара, а именно:
- "А1-антиприсадочное защитное устройство конусного типа предназначено для предупреждения посадки или гнездования птиц (диаметр основания не менее 600 мм, высота не менее 400 мм, изготовление из атмосферостойкого пластика, оцинкованный узел крепления типа "струбцина")., антиприсадочное устройство зонтичного типа (изготовление из полимерных материалов, диаметр не менее 650 мм, высота не менее 600 мм, оцинкованный узел крепления типа "струбцина");
А2-антиприсадочное устройство выполненное из заградительных штырей, предназначено для защиты ВЛ 110-750 кВ от гнездования и посадки птиц на опоры (высота штырей не менее 600 мм., установленных в основание с шагом не менее 100 мм, изготовление из атмосферостойкой пластмассы, выполнение верха барьерных штырей со скруглением, оцинкованный узел крепления типа "струбцина");
Б1-птицезащтное устройство барьерного типа (высота не менее 84 мм., диаметр внешний (мин/макс): не менее 552 мм/ не менее 584 мм., изготавливается из материала который обеспечивает: стойкость к ультрафиолетовому излучению и атмосферным осадкам, отсутствие деформаций, пожаробезопасность)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара, которые в своей совокупности, по мнению Заявителя, соответствуют товарам конкретного производителя, при этом Заказчиком не установлен объем поставляемого товара по предмету Закупки, а также завышена начальная максимальная цена договора.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил документы и пояснил, что указанные в техническом задании Документации требования к техническим и функциональным характеристикам товара установлены с целью определения заказчиком соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям Заказчика, а также указал, что согласно положениям Документации участник закупки вправе представить эквивалентный товар, при этом на участие в закупке подано 3 заявки с предложением о поставке товаров производителей ООО "МЭВА", ООО "ПК Астон-Электротехника", ООО "ТЭМЗ".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что объем закупаемого товара установлен проектом договора Документации, в том числе, приложением N 1 к проекту договора Документации, а также в спецификации на товар по предмету закупки, при этом начальная (максимальная) цена единицы товара рассчитана на основании технико-коммерческих предложений по итогам анализа рынка посредством подсчета среднеарифметической стоимости за единицу товара.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Прикамэнергопроект" (ИНН: 1840069698; ОГРН: 1171832006147) от 07.05.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН: 4716016979,ОГРН: 1024701893336) конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку птицезащитных устройств для нужд МЭС Центра - МЭС Западной Сибири (извещение N 32009083588) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течении трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 мая 2020 г. N 223-ФЗ-356/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.05.2020