Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2020 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Росновская А.Е., с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Медснабсервис" (далее также - ООО "Медснабсервис", заявитель) - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медснабсервис" на действия заказчика, государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (извещение N 0271100000320000106) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
07.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Медснабсервис" на действия заказчика, государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (извещение N 0271100000320000106) (далее - жалоба).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что документация об электронном аукционе на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (извещение N 0271100000320000106) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Заказчиком при осуществлении рассматриваемой закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в аукционной документации не учтены положения, предусмотренные частью 64 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки установлен показатель и его значения ("технология обработки цифрового акустического сигнала" - "многоканальная (не менее 17 каналов цифровой обработки)" или "бесканальная (бесканальный цифровой процессор) (не менее 9 полос настройки компрессии)") слухового аппарата цифрового заушного мощного и слухового аппарата цифрового заушного средней мощности, которые, по мнению заявителя, не являются идентичными, что приводит к ограничению числа участников данной закупки;
3. Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки установлен показатель и его значение ("Максимальный ВУЗД 90" - "не менее 132 дБ") слухового аппарата цифрового заушного мощного, который, по мнению заявителя, может быть с меньшим значением указанного выше показателя, при этом будет относиться к слуховым аппаратам цифровым заушным мощным, что приводит к ограничению числа участников данной закупки;
4. Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки установлен показатель "усовершенствованное управление шумами низкого уровня" слухового аппарата цифрового заушного мощного и слухового аппарата цифрового заушного средней мощности, что, по мнению заявителя, ведет к ограничению числа участников данной закупки.
Кроме того, заявитель отмечает, что заказчиком не размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе на направленный с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации, что противоречит требованиям статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, на основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком - государственным учреждением - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.04.2020 размещено извещение N 0271100000320000106 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Рассматривая 1 довод заявителя, Комиссия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении, сформированном аппаратно-программными средствами единой информационной системы, пункте 13 разделе I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 19 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 64 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
Иными словами, начиная с 01.04.2020 до 31.12.2020 заказчики вправе при осуществлении определенных закупок (наличие в извещении и аукционной документации ограничения относительно субъектного состава и отсутствие требования о выплате аванса) реализовать приведенное выше право (не устанавливать в извещении и аукционной документации требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств).
В рассматриваемой закупке требование об обеспечении исполнения контракта установлено в аукционной документации, что не противоречит положениям законодательства о контрактной системе, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Оценивая 2, 3 и 4 доводы заявителя, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемым товарам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к поставляемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился заказчиком - государственным учреждением - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в интересах социально незащищенной группы населения - инвалидов с нарушением слуха.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В разделе III "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком определены функциональные характеристики и потребительские свойства требуемых к поставке слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов, в том числе оспариваемые заявителем: "технология обработки цифрового акустического сигнала" - "многоканальная (не менее 17 каналов цифровой обработки)" или "бесканальная (бесканальный цифровой процессор) (не менее 9 полос настройки компрессии)" слухового аппарата цифрового заушного мощного и слухового аппарата цифрового заушного средней мощности; "максимальный ВУЗД 90" - "не менее 132 дБ" слухового аппарата цифрового заушного мощного; "усовершенствованное управление шумами низкого уровня" - "наличие" слухового аппарата цифрового заушного мощного и слухового аппарата цифрового заушного средней мощности.
Как следует из письменных пояснений заказчика, приобретение слуховых аппаратов цифровых заушных (мощных и средней мощности) с приведенными выше характеристиками обусловлено потребностью заказчика, сформированной на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных конкретного инвалида-потребителя в соответствии с указанной выше статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, отраженных в медицинских заключениях врачей-сурдологов (представлены соответствующие медицинские заключения врачей-сурдологов), которые в силу специфики рассматриваемой закупки являются основополагающими, игнорирование которых не допустимо.
Оспариваемый заявителем показатель и его значения ("технология обработки цифрового акустического сигнала" - "многоканальная (не менее 17 каналов цифровой обработки)" или "бесканальная (бесканальный цифровой процессор) (не менее 9 полос настройки компрессии)" слухового аппарата цифрового заушного мощного и слухового аппарата цифрового заушного средней мощности) в приведенном заказчиком изложении (вариативным образом) по своей сущности не являются идентичными, не имеют приоритетного значения для заказчика, а установлены в аукционной документации на основе медицинских заключений инвалидов врачей-сурдологов, а также на основе проведенного анализа рынка.
Иные характеристики слуховых аппаратов цифровых заушных мощных и средней мощности ("максимальный ВУЗД 90" - "не менее 132 дБ" слухового аппарата цифрового заушного мощного; "усовершенствованное управление шумами низкого уровня" слухового аппарата цифрового заушного мощного и слухового аппарата цифрового заушного средней мощности) дублируют содержание соответствующих заключений, оснований усомниться в которых не имеется.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе при формировании описания объекта закупки приведенным выше образом.
Рассматривая довод заявителя о том, что заказчиком не размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе на направленный с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации, что противоречит требованиям статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Комиссией установлено, что 02.05.2020 заявитель с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки направил запрос о даче разъяснений положений документации о рассматриваемом электронном аукционе.
Обратившись к единой информационной системе, Комиссия установила, что 06.05.2020 заказчик разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса (Разъяснение положений документации06052020.pdf).
Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком не размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе на направленный с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации, что противоречит требованиям статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, является несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медснабсервис" (ИНН 7105053838, ОГРН 1187154007567) на действия заказчика, государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для обеспечения инвалидов в 2020 году (извещение N 0271100000320000106), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Лебедева С.Н. |
Члены Комиссии: |
Печников А.Г. Росновская А.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 мая 2020 г. N 076/06/64-382/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.05.2020