Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего- заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:- начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России
в присутствии представителей:
- ООО ЧОП "БИГ" - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, подключение к видеоконференцсвязи не обеспечило,
- АО "Ванинский морской торговый порт" -- по доверенности от 07.05.2020 г. N94/2020;- по доверенности от 13.04.2020 N90/2020;- по доверенности от 13.04.2020 N91/2019
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "БИГ" на действия АО "Ванинский морской торговый порт" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране территории порта от АНВ, по сохранности ТМЦ порта и поддержанию внутриобъектового режима, согласно техническому заданию для нужд АО "Порт Ванино" (ГП 331288) (лот N2) (извещение N32008988358), материалы дела 8-01/145 (027/01/18.1-550/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "БИГ" на действия АО "Ванинский морской торговый порт" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране территории порта от АНВ, по сохранности ТМЦ порта и поддержанию внутриобъектового режима, согласно техническому заданию для нужд АО "Порт Ванино" (ГП 331288) (лот N2) (извещение N32008988358).
Из жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии в учредительных документах участника закупки вида деятельности, предусмотренного п. 74 Распоряжения Правител
ьства от 24.06.2008 N907-р "Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации" (далее - Распоряжение Правительства N907-р), а также заказчик неправомерно допустил к участию в данном конкурсе ООО "ОО "Эверест-СП-Восток", что противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Из письменных возражений АО "Ванинский морской торговый порт" от 06.05.2020 N046/524-20 следует, что поскольку АО "Порт Ванино" является субъектом транспортной инфраструктуры, в силу закона на него возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Приложением к приказу Росграницы от 14.07.2015 N172-ОД "Об утверждении пределов морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Ванино" утверждены пределы пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Ванино. Письмом Пограничного управления по Приморскому краю ФСБ РФ Амирова А.Г., в лице первого заместителя начальника, исх. от 09.06.2018 N21У703У7-4822, даны разъяснения, что в целях обеспечения контроля за соблюдением режима в пунктах пропуска субъекты транспортной инфраструктуры могут привлекать охранные структуры различных организационно-правовых форм, при наличии в их учредительных документах вида деятельности, предусмотренного п. 74 Перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ N907-р. Данный пункт предусматривает деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска, которая и является предметом договора на оказание охранных услуг на территории и объектах портов. А также, победитель закупочной процедуры, не должен осуществлять непосредственную охрану границ морского порта Ванино, а охранять здания, сооружения и имущество предприятия, поддерживать внутриобъектовый режим в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ.
Доводы, изложенные в возражениях, представители АО "Ванинский морской торговый порт" в заседании комиссии поддержали в полном объеме.
Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Принятие решения по жалобе ООО ЧОП "БИГ" в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 17:00 13.05.2020.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон N223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктами 3,4 части 1 статьи 3 Закона N223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п.3), отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (п.4).
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9), требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии (п.10).
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности, а также требования к участникам такой закупки. Иные лица подобным правом не обладают.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
16.03.2020 АО "Ванинский морской торговый порт" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке N32008988358 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране территории порта от АНВ, по сохранности ТМЦ порта и поддержанию внутриобъектового режима, согласно техническому заданию для нужд АО "Порт Ванино" (ГП 331288). Дата начала срока подачи заявок - 16.03.2020. Дата окончания подачи заявок - 15.04.2020. Дата рассмотрения первых частей заявок - 22.04.2020. Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений - 23.04.2020. Дата окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений - 23.04.2020. Дата проведения сопоставления ценовых предложений - 23.04.2020. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 30.04.2020. Дата подведения итогов - 11.05.2020. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N2 - 38 003 175,00 руб.
В соответствии с извещением N32008988358 наименование предмета лота N2 - оказание услуг по охране товарно-материальных ценностей порта и поддержанию внутриобъектового режима на территории порта и его обособленных подразделений.
В соответствии с п. 1.5 технического задания техническое состояние объекта и необходимость оказания услуг - охрана объектов и имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также иными нормативными актами РФ в области частной охранной деятельности. Границы охраняемого объекта оборудованы периметральным ограждением.
Согласно п. 1.6 технического задания краткое описание оказываемых услуг - выполнение охранных услуг на круглосуточных стационарных постах в количестве 12 постах, расположенных на территории заказчика, а также обеспечение внутриобъектового режима.
Пунктом 3.2 Технического задания установлены условия допуска к оказанию услуг где, в том числе наличие в учредительных документах вида деятельности, предусмотренного п. 74 Распоряжения Правительства N907-р.
В соответствии с п. 1.1 проекта договора об оказании охранных услуг (лот N2) предметом договора является - обеспечение круглосуточной охраны, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном праве объектов заказчика и находящегося на объектах имущества заказчика, расположенных по адресам: Российская Федерация, 682860, Хабаровский край, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, 1; ул. Волочаевская, д. 18; ул. Мичурина, д. 42, в соответствии с условиями договора, а также действующим на объекте положением о пропускном и внутриобъектовом режимах, утвержденным заказчиком.
Согласно п. 2.4.2 проекта договора исполнитель обязан обеспечивать охрану объектов и (или) имущества. Осуществлять пропускной и внутробъектовый режим, установленный заказчиком, контроль за вносом и выносом, ввозом и вывозом материальных ценностей на территорию объекта и с территории объекта в соответствии с положением, утвержденным заказчиком, своевременно и оперативно принимать меры к задержанию лиц, незаконно проникших на объект, а также к пресечению правонарушений/преступлений и иных незаконных действий на объекте.
В соответствии с п. 2.4.12 проекта договора в случае оказания услуг в зоне транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры заказчика обеспечивать неукоснительное исполнение своими работниками, а также работниками третьих лиц (в случае их привлечения для оказания услуг), в том числе режимных правил в морском многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ, включая режим зон таможенного контроля в порту, и нести ответственность за их неисполнение.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.04.2020 NГП331288/1 (лот N2) на участие в данном конкурсе было подано две заявки и конкурсная комиссия приняла решение о соответствии данных заявок требованиям технического задания.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 24.04.2020 NГП331288/2 (лот N2) конкурсная комиссия приняла решение об отклонении заявки участника N2 (ООО ЧОП "БИГ") в связи с несоответствием п. 2 п. 3.2 Технического задания, а именно в учредительных документах участника отсутствует п. 74 Постановления Правительства N907-р. Конкурсная комиссия решила признать соответствующим требованиям закупочной документации участника N1 (ООО "ОО "Эверест-СП-Восток") и допустила до оценочной стадии и подведения итогов.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 27.04.2020 NГП331288/3 конкурсная комиссия решила признать данный конкурс не состоявшимся по причине допуска только одного предложения до итогового ранжира. Конкурсная комиссия решила согласовать заключение договора (лот N2) как с единственным участником - ООО "ОО "Эверест-СП-Восток".
Из заявки, поданной на участие в данном конкурсе ООО "Эверест-СП-Восток" следует, что в составе заявки представлены учредительные документы в которых присутствует п. 74 Распоряжения Правительства N907-р, что соответствует требованиям пп. 2 п. 3.2. технического задания.
В составе заявки ООО ЧОП "БИГ", поданной на участие в данном конкурсе, в представленных учредительных документах отсутствует п. 74 Распоряжения Правительства N907-р, что не соответствует требованиям пп. 2 п. 3.2 технического задания.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N261-ФЗ) защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной границе) под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Закона о государственной границе режим государственной границы включает правила, в том числе: пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
В соответствии с п. 74 Распоряжения Правительства N907-р деятельность по обеспечению безопасности и охраны в целях поддержания режима в пунктах пропуска входит в виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах морских, речных (озерных) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Приложением к Приказу Росграницы от 14.07.2015 N172/ОД "Об утверждении пределов морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Ванино" утверждены пределы пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Ванино.
В соответствии с письмом Пограничного Управления по Приморскому краю Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 09.06.2018 N21/703/7-4822 в целях обеспечения контроля за соблюдением режима в пунктах пропуска субъекты транспортной инфраструктуры могут привлекать охранные структуры различных организационно-правовых форм, при наличии в их учредительных документах вида деятельности предусмотренного п. 74 Перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденного Распоряжением Правительства N907-р.
Поскольку АО "Порт Ванино" является субъектом транспортной инфраструктуры, проектом договора предусмотрено оказание услуг, в том числе в морском многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, заказчиком обосновано установлено требование о наличии в учредительных документах вида деятельности, предусмотренного п. 74 Перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу РФ, утвержденного Распоряжением Правительства N907-р, следовательно, заявка ООО "ОО "Эверест-СП-Восток" на участие в данном конкурсе конкурсной комиссией допущена правомерно, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОП "БИГ" на действия АО "Ванинский морской торговый порт" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране территории порта от АНВ, по сохранности ТМЦ порта и поддержанию внутриобъектового режима, согласно техническому заданию для нужд АО "Порт Ванино" (ГП 331288) (лот N2) (извещение N32008988358) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 мая 2020 г. N 027/01/18.1-550/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2020