по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 13 мая 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...> - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> - заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
в отсутствие:
заказчика акционерного общества "Вилюйская ГЭС-3",
в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО "Ростелеком":
представителей заявителя Федерального бюджетного учреждения "Научно-технический центр "Энергобезопасность" Калиберды Е.А., Маликова А.В. по доверенности N28/2020 от 12.05.2020 г.;
рассмотрев жалобу Федерального бюджетного учреждения "Научно-технический центр "Энергобезопасность" (далее - ФБУ "НТЦ "Энергобезопасность", заявитель) на действия (бездействие) заказчика акционерного общества "Вилюйская ГЭС-3" (далее - АО "Вилюйская ГЭС-3", заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС (извещение N 32009057970),
установила:
29 апреля 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ФБУ "НТЦ "Энергобезопасность" на действия (бездействие) заказчика АО "Вилюйская ГЭС-3" при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС (извещение N 32009057970), нарушающие законодательство о закупках.
Согласно доводам жалобы заявителя:
1). В технических требованиях документации о закупке (приложению 16.2 к техническому заданию) заказчик обязывает исполнителя использовать следующие недействующие нормативные акты:
- приказ Ростехнадзора от 20.02.2012 N116 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)";
- приказ Минприроды России от 24.07.2009 N231 "Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений".
2). В пункте 5.2 Приложения 16.2 к Техническому заданию документации заказчиком предусмотрено требование к участникам закупки о наличии положительного опыта проведения государственных экспертиз, для подтверждения которого требуется не менее чем 40 положительно проведенных экспертиз за последние 3 года.
3). В пункте 5.13 Приложения 16.2 к Техническому заданию документации указано на наличие лицензии ФСБ применительно к объектам энергетики.
4). Информация о закупке N32009057970 отсутствует в действующем плане закупки заказчика на 2020 год на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
5). Способ проводимой закупки - "запрос предложений" противоречит Положению о закупке заказчика, утвержденному протоколом заседания Совета директоров АО "Вилюйская ГЭС-3" от 21.02.2020, в котором способа закупки "запрос предложений в электронной форме" нет.
Заказчик считает действия заказчика, установившего вышеуказанные требования документации о закупке необоснованно ограничивающими количество участников закупки и нарушающими часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3, часть 2 статьи 4 Закона о закупках.
Относительно доводов, указанных в жалобе заказчиком представлены письменные пояснения, в котором заказчик отчасти не возражает по доводам жалобы, направил измененный проект приложения N16.2 к Техническому заданию.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
АО "Вилюйская ГЭС-3" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках АО "Вилюйская ГЭС - 3", утвержденном Советом директоров АО "Вилюйская ГЭС - 3" 31.10.2018 г., с изменениями от 21.02.2020 г. (далее - Положение).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
06.04.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС, документация о закупке, а также проект договора.
1. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, пункт 3.2 Приложения N16.2 к техническому заданию на закупку - "Технические требования" содержит требование о выполнении экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с Приказом Ростехнадзора N116 от 20.02.2012 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)", который утратил силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 24.02.2016 N67, утвердившего новый Административный регламент.
Кроме того, пункт 5.14 Приложения N16.2 к техническому заданию на закупку - "Технические требования" также содержит документ, утративший силу - Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.07.2009 г. N231 "Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений".
Данный довод заявителя признан обоснованным.
2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 22.1.4 Положения о закупках, к участникам могут быть предъявлены следующие дополнительные требования:
к наличию у участника исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имеющие отношение к исполнению договора;
к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (включая количество ранее выполненных договоров, аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг), в том числе за определенный промежуток времени;
к наличию производственных (в том числе складских, сервисных центров) помещений и технологического оборудования (в том числе к наличию оборудования, необходимого для выполнения специальных работ);
к наличию трудовых ресурсов (наличие специалистов в соответствующей области в штате или на основе договоров гражданско-правового характера специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы в данной области и предоставлением копии документов, подтверждающих наличие соответствующей квалификации (удостоверения, аттестации) и т.п.);
к экономическому положению и наличию финансовых ресурсов (определенные показатели финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств и т.п.);
требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника (привлекаемого субподрядчика, соисполнителя) и/или предприятия-изготовителя товара, поставка которого является предметом закупки. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества и, при наличии, аналога, или должны быть изложены основные требования к такой системе;
любые иные измеряемые требования к участнику.
Материалами дела установлено, что в пункте 5.2 Приложения 16.2 к Техническому заданию документации заказчиком предусмотрено требование следующего содержания:
"5.2. Исполнитель должен иметь положительный опыт проведения государственных экспертиз Деклараций безопасности гидротехнических сооружений, Критериев безопасности, а также Расчета размера вероятного вреда от аварии ГТС для гидротехнических сооружений 1-го и 2-го класса (представить перечень не менее чем из 40 положительно проведенных экспертиз за последние 3 года). Опыт подтверждается справкой с указанием конкретных ГТС и наличием отзывов о проделанной работе".
Руководствуясь частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия считает, что требуемое количество положительно проведенных экспертиз нарушает цели регулирования Закона о закупках в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Таким образом, данный довод заявителя признан обоснованным.
3. В пункте 5.13 Приложения 16.2 к Техническому заданию документации указано требование о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензия ФСБ).
Между тем, пунктом 44.12 Положения о закупках установлено, что при проведении закупки, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, дополнительно применяются следующие нормы:
в извещении и документации о закупке должно быть обеспечено соблюдение требований законодательства по защите государственной тайны;
к участникам помимо требований, установленных Положением (Статья 22), применяется требование о наличии у них, а также у привлекаемых (при необходимости) субподрядчиков (соисполнителей), лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требования к которой установлены в извещении и/или документации о закупке;
извещение и документация о закупке передаются в режимно-секретный отдел участника после проверки соответствия лицензии.
Из вышеуказанного следует, что требование о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предъявляется в случае проведении закупки, содержащей такие сведения, о чем должно быть указано в извещении и документации о закупке.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что извещение и документация рассматриваемой закупки не содержат информации о том, что проводимая закупка содержит сведения, составляющие государственную тайну.
Более того, в перечне сведений, составляющих государственную тайну, установленном статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" отсутствуют сведения, относящиеся к предмету рассматриваемой закупки.
Следовательно, по мнению Комиссии, требование заказчика о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензии ФСБ) нецелесообразно и не соответствует пункту 44.12 Положения о закупках, противоречит целям и принципам Закона о закупках. Данный довод заявителя признан обоснованным.
4. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках, Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комиссия установила, что в действующем Плане закупок АО "Вилюйская ГЭС-3" на 2020 год (идентификационный номер 2190387784), размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, под позицией 264 определена рассматриваемая закупка:
Таким образом, довод заявителя о неразмещении рассматриваемой закупки в Плане закупок заказчика на 2020 год, признан необоснованным.
5. Пунктом 13.1.1 Положения о закупках предусмотрены следующие способы закупок:
1. конкурентные закупки путем проведения торгов:
конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
2. конкурентные закупки, не являющиеся торгами:
тендер (открытый тендер, тендер в электронной форме, закрытый тендер);
запрос цен (открытый запрос цен, запрос цен в электронной форме, закрытый запрос цен).
специальный тендер (открытый специальный тендер, специальный тендер в электронной форме, закрытый специальный тендер);
специальный запрос цен (открытый специальный запрос цен, специальный запрос цен в электронной форме, закрытый специальный запрос цен);
закупка у единственного поставщика;
закупка по результатам конкурентной процедуры продажи, объявленной продавцом продукции.
Пунктом 13.4 Положения о закупках регламентированы признаки, при наличии которых закупка проводится путем запроса предложений.
Следовательно, довод заявителя об отсутствии в Положении о закупках заказчика способа закупки путем проведения запроса предложений, признан необоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика АО "Вилюйская ГЭС-3" по установлению в Приложении N 16.2 к Техническому заданию - "Технических требованиях" документации о закупке недействующих нормативно-правовых актов, требованию опыта 40 (сорока) положительно заключенных договоров, а также лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензия ФСБ) противоречит цели регулирования Закона о закупках в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки что является нарушением части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу Федерального бюджетного учреждения "Научно-технический центр "Энергобезопасность" на действия (бездействие) заказчика акционерного общества "Вилюйская ГЭС-3" при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС (извещение N 32009057970) обоснованной.
Признать заказчика - АО "Вилюйская ГЭС-3" нарушившим часть 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - АО "Вилюйская ГЭС-3" предписание об устранении допущенных нарушений .
4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.
Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 мая 2020 г. N 014/07/3-1165/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.05.2020