Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в отсутствие представителей от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Организатор торгов); с участием представителей от ООО "ЛЭР-ТУРБО" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.04.2020 вх. N 13304-ЭП/20) ООО "ЛЭР-ТУРБО" на действия Организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение N 31908470106), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
31 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908470106 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Положение о закупках) в редакции от 31.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
462 563 620,97 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
31.10.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
29.01.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
05.02.2020 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д.56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал "Диалог" |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованной отмене процедуры Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ЛЭР-ТУРБО" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/12019/20 от 21.04.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/12019/20 от 21.04.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно ч. 6 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС) в день принятия этого решения.
Как следует из ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с извещением о проведении процедуры Закупки дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе: 29.01.2020 в 10:00 (МСК).
14.04.2020 Организатором торгов в ЕИС размещено уведомление об отмене открытого конкурса в электронной форме.
Представители Организатора торгов в письменных пояснениях отметили, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установлено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Министерство финансов России в своем письме от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" указало, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Также согласно подпункту 3 пункта 5 Минфина России от 27.03.2020 N 24-06- 08/24649 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, издание Указа в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации (то есть, в том числе в связи с распространением такой инфекции), - обстоятельство непреодолимой силы (письмо Минфина России от 19 марта 2020 N 24-06-06/21324).
Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" имелись все правовые основания для отмены данного конкурса.
В обоснование необходимости отмены данной процедуры Закупки представители Организатора торгов также отметили, что целью проведения настоящего конкурса являлось восстановление технических и эксплуатационных характеристик технологического оборудования комплекса обработки осадка на ССА, соответствующих его паспортным данным и технологическому регламенту работы линий сжигания обезвоженного осадка. Согласно конкурсной документации (пункт 7 Тома 3) выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА выполняются в соответствии с Ведомостями объёмов работ (приложения N2.1-2.38 к Техническому заданию).
В Ведомостях объемов работ (Приложения NN 2.1-2.38 к Техническому заданию) в отношении запасных частей и расходных материалов, используемых при ремонте оборудования комплекса обработки осадка на ССА, имеются указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименование производителя запасных частей и расходных материалов, рекомендованных производителем оборудования. Данные сведения носят описательный характер. Подрядчик вправе применить расходные материалы иных товарных знаков, фирменных наименований и производителей при условии, что данные расходные материалы не станут причиной повреждения узлов оборудования.
В соответствии с ведомостями объемов работ при выполнении работ используется запасные части и расходные материалы импортного оборудования следующих товарных знаков (знаков обслуживания, фирменного наименования), в том числе по индивидуальному заказу: Schneider Electric (Франция), PYROFLUID (Франция), ROCKWOOL (Дания), KSB (Германия), Grundfos (Дания), SIDAC, VEENSTRA, FEVI, PYROFLUID, MAHLE, KAESER и.т.д.
При этом согласно приложению N1 к Техническому заданию при расчете НМЦД использовались цены октября 2018 года.
Представители Организатора торгов пояснили, что в настоящее время произошло ухудшение экономической ситуации, вызванное вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 и резким падением цен на нефть, что в свою очередь повлияло на изменение курса валют (Справочно. На основании информации из открытых источников цена на нефть на октябрь 2018 составляла 80,61 USD за баррель, на апрель 2020 - 31,83. Курс валют: в октябре 2018 составлял 65,5 руб. за 1 USD и 74,7 руб. за 1 EUR, в апреле 2020 - 74,6 руб. за 1 USD и 82,2 руб. за 1 EUR). Кроме того, в связи со вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 в странах ЕС остановлено все производство, кроме жизненно важного и разрушены цепочки поставок в том числе в РФ, в связи с чем невозможна доставка части оборудования.
Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 с 30 марта по 30 апреля 2020 включительно установлены нерабочие дни, деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей приостановлена (ограничена). Указанные обстоятельства в свою очередь не позволяют осуществлять поставку товаров в рамках данного конкурса, производимых на территории РФ (в том числе аналогов импортного оборудования), в целях исполнения работ по настоящему конкурсу.
Представители Организатора торгов отметили, учитывая, что со времени размещения информации о проведении Закупки прошло пять месяцев и изменившуюся за это время экономическую обстановку заказчику необходимо провести корректировку существующей конкурсной документации в части технического задания, спецификации оборудования и сметной документации.
Пунктами 5 и 8 Тома 3 конкурсной документации установлено следующее: работы выполняются силами, оборудованием, запасными частями и материалами Подрядчика; для выполнения работ персонал Подрядчика допускается на объект Заказчика; Подрядчик своими силами должен осуществлять транспортировку и доставку на объект, разгрузку и складирование необходимых для выполнения работ материалов, механизмов, конструкций, комплектующих изделий, строительной техники; необходимые материалы, оборудование, инструмент доставляется. Подрядчиком ежедневно к началу производства работ и вывозится ежедневно после их завершения.
Представители Организатора торгов пояснили, что, руководствуясь Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 и Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.04.2020 N 171, работа ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" приостановлена, за исключением подразделений задействованных в процессе жизнеобеспечения Санкт-Петербурга. В целях противодействия угрозе распространения на территории предприятия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) допуск на ее территорию сотрудников подрядных организаций ограничен, что в свою очередь препятствует выполнению работ по настоящему конкурсу. Согласно Приложению N3 к Техническому заданию конкурсной документации (График выполнения и финансирования работ) большая часть объемов по данному конкурсу (223 200 000,00 руб.) приходится на 2020 год. Начало выполнения работ запланировано на март текущего года. С учетом неопределенности сроков окончания пандемии коронавирусной инфекции и прекращения действия запретных мероприятий, а соответственно и срока начала выполнения работ по данному конкурсу, исполнение договора в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации, не представляется возможным, вследствие чего заказчиком принято решение об отмене процедуры Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности принятого Организатором торгов решения об отмене процедуры Закупки на основании уведомления об отмене открытого конкурса в электронной форме от 13.04.2020 исх. N 00398/002 ввиду отсутствия объективной возможности надлежащего исполнения условий Документации, вызванного последствиями пандемии короновирусной инфекции, а также с целью противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции на территории ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при выполнении работ по договору.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что решение Организатора торгов об отмене процедуры Закупки принято в соответствии с условиями ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 17.04.2020 вх. N 13304-ЭП/20) ООО "ЛЭР-ТУРБО" на действия Организатора торгов ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение N 31908470106) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.05.2020