по результатам рассмотрения жалобы ООО "Дельта Солюшнс" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
10.04.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Дельта Солюшнс" от 06.04.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении закупки N 1251/20 на право заключения договора на поставку вычислительной техники (извещение N 32009015652), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Дельта Солюшнс" (далее - Заявитель) от 06.04.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении закупки N 1251/20 на право заключения договора на поставку вычислительной техники (извещение N 32009015652) (далее - Закупка, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Закупки, Закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 20.03.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 900 000 000 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 13.04.2020;
Дата подведения итогов Закупки - 24.04.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Закупки Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в Документации, а также в Извещении установлены противоречивые положения о способе проведения Закупки;
Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара по предмету закупки, а также к составу заявки участника Закупки.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации, а также в Извещении установлены противоречивые положения о способе проведения Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупочной деятельности руководствуются, в том числе, собственным положением о закупках, где заказчики предусматривают порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки в соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках.
При этом согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.
Частью 3.2. статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в Документации установлено, что закупка является неконкурентной, при этом Извещением предусмотрено, что Закупка проводится в форме электронного аукциона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что в связи с тем, что Закупка не отвечает требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Закона о закупках, в части описания предмета закупки, Закупка проводится неконкурентным способом закупки по Положению о закупке, а именно в форме закупки у единственного поставщика.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в Извещении допущена техническая ошибка в части указания неконкурентного способа закупки в форме электронного аукциона, поскольку Положением о закупке предусмотрено, что неконкурентная закупка может быть осуществлена только путем проведения закупки у единственного поставщика.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Закупки.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара по предмету закупки, а также к составу заявки участника Закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом правила описания предмета конкурентной закупки установлены часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к техническим и функциональным характеристикам товара, не позволяющие участнику представить эквивалентный товар, а именно установлено требование о том, что товар должен находится в Российском реестре радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
Кроме того, из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки участника закупки, а именно участник в составе заявки должен указать страну происхождения, а также наименования отдельных комплектующих АРМ.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что указанные в Жалобе положения части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также правила части 6.1 статьи 3 Закона о закупках не применимы в отношении проводимой закупки, поскольку названные положения Закона о закупках распространяются на конкурентные способы закупок. При этом требования к техническим и функциональным характеристикам товара по предмету закупки, а также к составу заявки участника закупки установлены в соответствии с Положением о закупке, исходя из потребностей заказчика.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Дельта Солюшнс" (ИНН: 7716550505, ОГРН: 1067746667878) от 06.04.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении закупки N 1251/20 на право заключения договора на поставку вычислительной техники (извещение N 32009015652) обоснованной в части довода о том, что Заказчиком в Документации, а также в Извещении установлены противоречивые положения о способе проведения Закупки.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 12.02.2020 N 223-ФЗ-260/20 не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 апреля 2020 г. N 223-ФЗ-260/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2020