Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Г. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;
Члены комиссии:
В. - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;
Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,
27 мая 2020 г., рассмотрев дело N 004/05/28-110/2020 от 30.03.2020 г., возбужденное в отношении ООО МКК "Дунай" (ИНН 9729171120, ОГРН 5177746261248 юридический адрес: 173000, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Славная, д. 46, кабинет 106) по факту распространения рекламы с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО МКК "Дунай" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя от 26.05.2020 г. N Д 710 (вх.2624 от 26.05.2020 г.).
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в рамках государственного надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о рекламе выявлен факт установки 04.02.2020 г. рекламной конструкции следующего содержания (акт фиксации распространения объекта наружной рекламы N 13): "ООО МКК "Дунай" ЗАЙМЫ тел. 8-913-268-81-05 зарегистрировано в реестре МФО 18.01.2018 за номером 1803045008708, ИНН 9729171120, ОГРН 5177746261248 с. Шебалино, ул. Советская, д. 39 (маг. "Новэкс") www.zaim-dynai.ru", расположенной по адресу: Шебалинский район, с. Шебалино, ул. Советская, д. 39.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 30.03.2020 г. возбуждено дело N 004/05/28-110/2020 в отношении ООО МКК "Дунай" и назначено к рассмотрению на 23.04.2020 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая рекламная конструкция:
- "ООО МКК "Дунай" ЗАЙМЫ тел. 8-913-268-81-05 зарегистрировано в реестре МФО 18.01.2018 за номером 1803045008708, ИНН 9729171120, ОГРН 5177746261248 с. Шебалино, ул. Советская, д. 39 (маг. "Новэкс") www.zaim-dynai.ru", полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в статье 3 Закон о рекламе, является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге - займам. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Информация на рекламной конструкции направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к следующим товарам: финансовые услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Пункт 6 статьи 4 данного Федерального закона к числу финансовых организаций относит кредитные организации.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Из смысла части 7 статьи 5 Закона о рекламе" следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связана с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита или займа для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита или займа может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
В соответствии с имеющимся актом фиксации распространения объекта наружной рекламы N 13 рекламная конструкция: "ООО МКК "Дунай" ЗАЙМЫ тел. 8-913-268-81-05 зарегистрировано в реестре МФО 18.01.2018 за номером 1803045008708, ИНН 9729171120, ОГРН 5177746261248 с. Шебалино, ул. Советская, д. 39 (маг. "Новэкс") www.zaim-dynai.ru" не содержит ни одного условия предоставления займов, влияющего на его стоимость, следовательно, нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе в данном случае отсутствуют.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА приняла решение об отложении рассмотрения дела N 004/05/28-110/2020 г. от 30.03.2020 г., на 27.05.2020 г. в 14:00 часов и продлении срока его рассмотрения, в связи с необходимостью переквалификации нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе с части 3 статьи 28 Закона о рекламе на часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пояснениям ООО МКК "Дунай" (вх. N2623 от 25.05.2020 г.) текст рекламной конструкции лаконичен, краток, хорошо читаем, содержит информацию о товаре (объекте рекламирования) - "Займы", а также наименование юридического лица оказывающего эту финансовую услугу, что в свою очередь доступно для потребителей финансовых услуг не обладающих специальными познаниями и не несет для них дополнительной смысловой нагрузки, способной ввести в заблуждение. Отсутствие в тексте рекламной конструкции Общества условий приобретения займа с указанием полной стоимости займа, сроке, сумме, процентной ставке и пр., не противоречит требованиям Закона о рекламе, так как не является обязательным условием. Данная информация доносится до потребителя финансовых услуг специалистами, при непосредственном обращении в офисы выдачи займов в доступной для него форме, в соответствии с требованиями законодательства и внутренними документами Общества.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Общество считает, что текст рекламной конструкции лаконичен, краток, хорошо читаем, содержит информацию о товаре (объекте рекламирования) - "Займы", а также наименование юридического лица оказывающего эту финансовую услугу, что в свою очередь доступно для потребителей финансовых услуг не обладающих специальными познаниями и не несет для них дополнительной смысловой нагрузки, способной ввести в заблуждение. Отсутствие в тексте рекламной конструкции Общества условий приобретения займа с указанием полной стоимости займа, сроке, сумме, процентной ставке не противоречит требованиям Закона о рекламе, так как не является обязательным условием. Данная информация доносится до потребителя финансовых услуг специалистами, при непосредственном обращении в офисы выдачи займов в доступной для него форме, в соответствии с требованиями законодательства и внутренними документами Общества.
Комиссия Алтайского республиканского УФАС России, изучив доводы стороны, принимает данные в рамках рассмотрения дела объяснения.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа установлено отсутствие факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Руководствуясь подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу N 004/05/28-110/2020 от 30.03.2020 г. прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 5 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2020