Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "ТехСтройПартнер" (далее также - ООО "ТехСтройПартнер", заявитель, общество), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный технический университет" (далее также - заказчик), обеспечил участие представителей Вегеры Т.В., Парфенова С.А., Прусовой А.Е., Сырмолотова М.А., посредством интернет-видеоконференции,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройПартнер" на действия заказчика, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный технический университет", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103 (извещение N 0371100011120000010) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
27.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройПартнер" на действия заказчика, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный технический университет", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103 (извещение N 0371100011120000010) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что проектная документация об электронном аукционе размещена заказчиком в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) не в полном объеме (отсутствует проект организации строительства), а также, что проект контракта не содержит положения согласно Типовым условиям контрактов, предусматривающим привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Типовые условия контракта).
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ярославский государственный технический университет", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 20.05.2020 размещено извещение N 0371100011120000010 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком проектная документация рассматриваемого электронного аукциона размещена в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) не в полном объеме (отсутствует проект организации строительства), Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с ГрК РФ) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу части 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 статьи 48 ГрК РФ, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:
а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов;
в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений;
г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) проект организации строительства объектов капитального строительства;
5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
6) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ.
В соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ и с учетом следующих особенностей:
1) подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства);
2) проект организации строительства объектов капитального строительства должен содержать проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
3) содержащиеся в проектной документации решения и мероприятия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (в случае подготовки проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности таких объектов);
4) проектная документация должна включать раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ);
5) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", статьей 30 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.
Состав разделов проектной документации установлен Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103.
В силу подпункта "б" пункта 2 Положения выполнение работ по капитальному ремонту относится к объектам капитального строительства непроизводственного назначения (далее - объект капитального строительства непроизводственного назначения).
Согласно пункту 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 Положения.
В состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного назначения входят следующие разделы:
1. Раздел 1 "Пояснительная записка" (пункт 10 Положения);
2. Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" (пункт 12 Положения);
3. Раздел 3 "Архитектурные решения" (пункт 13 Положения);
4. Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" (пункт 14 Положения);
5. Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" (пункт 15 Положения) должен состоять из следующих подразделов:
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения".
6. Раздел 6 "Проект организации строительства" (пункт 23 Положения);
7. Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства (пункт 24 Положения);
8. Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (пункт 25 Положения);
9. Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (пункт 26 Положения);
10. Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" (пункт 27 Положения);
11. Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" (пункт 28 Положения).
12. Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами" (пункт 32 Положения).
Вместе с тем согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в части 12.2 ГрК РФ.
Согласно пункту 5 раздела I "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации источником финансирования закупаемых работ являются средства бюджетных учреждений.
Соответственно, в силу части 12.2 статьи 48 ГрК РФ заказчик при разработке аукционной документации вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Обратившись к единой информационной системе, Комиссией установлено, что заказчиком во вкладке "Документы закупки" раздела "Документация, изменение документации" размещены следующие документы:
1. Документация капремонт Д.docx;
2. протокол НМЦК.pdf;
3. ЛСР 1 крыша.pdf;
4. ЛСР 2 стены.pdf;
5. РД-50-19.КР-6.pdf;
6. ПД-50-19-ОТС-1.pdf.
В данном случае заказчиком утверждена и размещена в единой информационной системе документация об электронном аукционе, в состав которой входят локальные сметные расчеты на работы, которые необходимо выполнить в рамках капитального ремонта конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103. Проектная документация в полном объеме заказчиком не разрабатывалась.
Следовательно, довод заявителя о размещении заказчиком в единой информационной системе проектной документации не в полном объеме, учитывая ее отсутствие в принципе, Комиссия считает несостоятельным.
Заявитель также указал, что согласно содержанию пояснительной записки проектной документации, размещенной заказчиком в единой информационной системе, проект организации строительства разработан заказчиком и имеет обозначение 23/2018-ПОС, однако, ссылка на указанный проект организации строительства отсутствует в размещенной заказчиком в единой информационной системе документации.
Комиссия полагает, что данный довод заявителя не находит подтверждения, поскольку проект организации строительства как составная часть проектной документации не разрабатывался заказчиком, соответственно, не может быть размещен в единой информационной системе. Ссылка на пояснительную записку, являющейся частью размещенной в единой информационной системе проектной документации, не относится к рассматриваемой процедуре закупки.
Рассматривая довод заявителя о том, что проект контракта не содержит соответствующие положения Типовых условий контрактов, Комиссия приходит к следующему выводу.
В силу части 5 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 7 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обратившись к извещению, сформированному аппаратно-программными средствами единой информационной системы, пункту 16 разделу I "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что заказчиком не предусмотрено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком в извещении и документации рассматриваемого электронного аукциона не установлено требование относительно привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, соответственно, у последнего отсутствуют правовые основания для включения в проект контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, положений, предусмотренных Типовыми условиями контрактов, в связи с чем, довод заявителя об обратном является несостоятельным.
Вместе с тем по результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 21 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 14 информационной карты аукциона), или копии этих документов.
Исходя из части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования установлены, в частности, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 являются "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" (далее - дополнительные требования), представленные в форме таблицы, состоящей из трёх столбцов: "Наименование товаров, работ, услуг", "Дополнительные требования к участникам закупки", "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям".
Согласно позиции 2 указанной таблицы дополнительным требованием к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей является наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, согласно позиции 2 рассматриваемой таблицы относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В пункте 14.3 раздела I "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей..
В указанном выше пункте 14.3 раздела I "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе также содержится перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Соответственно, заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 2 дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Вместе с тем согласно части 8.2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Иными словами, документы, предусмотренные дополнительными требованиями применительно к определенному виду работ, подлежат представлению участниками закупки в ином порядке: непосредственно оператору электронной площадки, а не в составе второй части заявки.
Таким образом, заказчик, установив в аукционной документации требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в составе второй части заявки допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371100011120000010 от 28.05.2020 на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано пять заявок. Все участники закупки допущены до участия в рассматриваемом аукционе в электронной форме. При изготовлении данного решения в полном объеме Комиссией установлено, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, все заявки признаны единой комиссией заказчика соответствующими требованиям документации об электронном аукционе (протокол подведения итогов электронного аукциона N 0371100011120000010 от 02.06.2020).
Кроме того, заявитель не принимал участие в настоящей закупке, не направлял в адрес заказчика запросов на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе (никакие запросы в указанной части не поступали вовсе), а, соответственно, не доказал свое намерение и заинтересованность в участии в рассматриваемом аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства, в свою очередь, косвенно свидетельствуют об отсутствии в аукционной документации положений, ограничивающих количество потенциальных участников закупки. В связи с чем, Комиссией Ярославского УФАС принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание, поскольку выявленное нарушение не повлияло в рассматриваемом случае на результаты определения подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройПартнер" (ИНН 2221208025, ОГРН 1132225016054) на действия заказчика, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный технический университет" (ИНН 7605009467, ОГРН 1027600791283), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103 (извещение N 0371100011120000010), необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт конструкций наружных стен и крыши здания корпуса "Д" ЯГТУ по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 103 (извещение N 0371100011120000010) признать заказчика, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный технический университет" (ИНН 7605009467, ОГРН 1027600791283), нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику, федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Ярославский государственный технический университет" (ИНН 7605009467, ОГРН 1027600791283), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Лебедева С.Н. |
Члены Комиссии: |
Печников А.Г. Семенычева Е.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 июня 2020 г. N 076/06/64-440/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2020