В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона "О защите конкуренции" федеральный антимонопольный орган осуществляет полномочия по даче разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства.
Письмом ФАС России от 14.06.2016 N АД/40064/16 даны разъяснения по вопросу передачи прав владения и (или) пользования систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с позицией ФАС России, содержащейся в указанных письмах, передача прав владения и (или) пользования в отношении систем и (или) объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет, осуществляется только по концессионному соглашению, за исключением передачи таких систем и (или) объектов по договору аренды лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически вязанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно имеющимся документам, датой ввода в эксплуатацию муниципального имущество превышает пять лет. Соответственно, в данном случае передача объектов теплоснабжения должна была осуществляться по концессионному соглашению.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 26.02.2018 N ВК/12509/18 "О направлении разъяснений", выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях по общему правилу концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Исходя из сложившейся судебной практики, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Несоблюдение установленного законодательством порядка заключения договора аренды государственного имущества может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции среди хозяйствующих субъектов и созданию преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в заключении Договора аренды муниципального имущества от 01.06.2019 г. с ИП Б.Е.В., в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона "О защите конкуренции" предупреждает администрацию сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области о необходимости прекращения действий, выразившихся в передаче объектов водоснабжения, водоотведения ИП Б.Е.В. по договору аренды муниципального имущества от 01.06.2019 г., в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий в срок до 01 сентября 2020 года:
1. Совершить действия, направленные на прекращение правоотношений по договору аренды муниципального имущества, заключенному между администрацией сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области и ИП Б.Е.В.
2. Совершить действия, направленные на возврат администрации сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области имущества, переданного по договору от 01.06.2019 года, а именно:
- Сеть водопроводная, 446650, Самарская область, Алексеевский район, село Летниково, инв. N125;
- Артскважина N3435, с. Летниково (мастерская), 446650, Самарская область, Алексеевский район, село Летниково, инв. N18;
- Артскважина N2069, с. Летниково (ток), 446650, Самарская область, Алексеевский район, село Летниково, инв. N12;
- Насос ЭЦВ 6-10-110, 446650, Самарская область, Алексеевский район, село Летниково, инв. N302,303;
- Водонапорный подземный железобетонный резервуар, 446650, Самарская область, Алексеевский район, село Летниково;
- Сеть водопроводная, Самарская область, Алексеевский район, село Славинка, инв. N15356;
- Артезианская скважина N1, Самарская область, Алексеевский район, село Славинка, инв. N15358;
- Артезианская скважина N2, Самарская область, Алексеевский район, село Славинка, инв. N15359;
- Водонапорная башня Рожновского, Самарская область, Алексеевский район, село Славинка, инв. N15361;
- Насос ЭЦВ 6-10-110, Самарская область, Алексеевский район, село Славинка, инв. N15363;
- Сеть водопроводная, Самарская область, Алексеевский район, село Калашиновка;
- Артезианская скважина N1, Самарская область, Алексеевский район, село Калашиновка;
- Артезианская скважина N2, Самарская область, Алексеевский район, село Калашиновка;
- Насос ЭЦВ 6-10-110, Самарская область, Алексеевский район, село Калашиновка;
- Насос ЭЦВ 6-10-110, Самарская область, Алексеевский район, село Пушкарка;
- Водонапорный подземный резервуар, Самарская область, Алексеевский район, село Калашиновка.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Руководитель
Самарского УФАС России <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.05.2020