Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России.
Члены Комиссии:
И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; А.А. Матафонова, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Импорт Лубрикантс" (далее - Заявитель, Общество) на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - Заказчик), при проведении Запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора "Поставка масел, технических жидкостей и смазки", извещение N 32009140478 (далее - Запрос котировок), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чукотское УФАС России 28.05.2020 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.
В своей жалобе Заявитель указывает, что 12 мая 2020 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 32009140478 о проведении запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора на поставку масел, технических жидкостей и смазки.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок, "условием проведения закупки являлось предоставление документов в бумажной форме. Между тем извещение о проведение закупки было выложено вечером 12.05.2020. Срок подачи заявок Заказчик определил до 10 утра 20.05.2020 года. Таким образом, для формирования заявки, ее определения и получения Заказчиком у Заявителя было 7 календарных дней (с учетом 20.05.2020). При этом нормативный срок доставки почтовой корреспонденции по маршруту Хабаровский край - Чукотский автономный округ - 10 календарных дней. Более того авиасообщения между Хабаровском и Анадырем нерегулярно, вылет самолета был перенесен с 14.05.2020 до 21.05.2020, что также не позволяло предоставить документы в срок, обозначенный Заказчиком".
Заказчик с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса котировок, Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Чукотского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Запроса котировок в бумажной форме, (далее - Документация) размещено в ЕИС - 12.05.2020 г.
Начальная (максимальная) цена договора - 37 628 811,42 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 20.05.2020 в 10:00 (МСК+9).
Дата подведения итогов - 21.05.2020 (МСК+9).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", утвержденным Генеральным директором ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" И.В. Паплинский от 16 апреля 2020 года (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Конкурентные закупки осуществляются, в том числе иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи (пункт 2 часть 3.1 статьи 3 Закона о закупках).
Пунктом 9.1.1 Положения о закупке, Заказчиком предусмотрены следующие способы закупок:
1) конкурентные - конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, запрос котировок в бумажной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, запрос предложений в бумажной форме, закрытый запрос предложений)
Согласно пункту 10.14 Положения о закупке, Заказчиком установлен Порядок проведения запроса котировок в бумажной форме.
Комиссией Чукотского УФАС России установлено, что Заказчиком в Положении о закупках предусмотрено проведение запроса котировок бумажной форме и установлен порядок проведения запроса котировок в бумажной форме, следовательно, Заказчик вправе объявлять закупку путем проведения запроса котировок в бумажной форме.
При этом Положение о закупке подразумевает подачу заявок электронным документом, а именно: "Электронный документ - документ, передаваемый по электронным каналам связи, подписанный электронной подписью, информация в котором представлена в электронно-цифровом формате, созданный и оформленный в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и принятыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закона об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Комиссия рассмотрела довод Заявителя о направлении запроса о даче разъяснений положений извещения (документации) об осуществлении закупки, и установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом о закупках, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
Аналогичное положение установлено пунктом 17 Документации.
Заявителем к жалобе не представлены материалы и подтверждающие документы о направлении запроса разъяснений положений Документации на электронный адрес ответственного сотрудника Заказчика, указанного в Документации.
Учитывая изложенное, в отсутствие подтверждений надлежащего направления Заявителем запросов разъяснений документации, Комиссии Чукотского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии Чукотского УФАС в дистанционном режиме, не обеспечил, в жалобе, не представлено надлежащих доказательств невозможности подачи котировочной заявки в срок, указанный в извещении, а также не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, свидетельствующих о том, что установленные Заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика не нарушали права и законные интересы Общества.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган.
На заседании по рассмотрению дела N 087/10/18.1-86/2020 в действиях Организатора торгов не установлено нарушений, предусмотренных ч. 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с положениями части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чукотского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Импорт Лубрикантс" на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", при проведении Запроса котировок в бумажной форме на право заключения договора "Поставка масел, технических жидкостей и смазки", извещение N 32009140478, необоснованной.
Председатель Комиссии: |
________________________ |
Т.А. Омаев |
|
|
|
|
|||
Члены Комиссии: |
________________________ |
И.В. Смолягина |
||
|
_______________________ |
А.А. Матафонова
|
||
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 4 июня 2020 г. N 087/10/18.1-86/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2020