по результатам рассмотрения жалобы ООО "Балтсервис" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
01.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - "...".,
членов Комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
ООО "Балтсервис": "...",
АО "МАШ": "...",
рассмотрев посредством видео-конференцсвязи жалобу ООО "Балтсервис" от 25.05.2020 N 008/05-ФАС на действия (бездействие) заказчика АО "МАШ" при проведении запроса предложений с предварительным квалификационным отбором в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминала D, многоуровневого паркинга терминала D с переходом и прилегающей к ним территории Международного аэропорта Шереметьево (извещение N 32009103864), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Балтсервис" (далее - Заявитель) от 25.05.2020 N 008/05-ФАС на действия (бездействие) заказчика АО "МАШ" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений с предварительным квалификационным отбором в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминала D, многоуровневого паркинга терминала D с переходом и прилегающей к ним территории Международного аэропорта Шереметьево (извещение N 32009103864) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках в АО "Международный аэропорт Шереметьево" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законо о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Запроса предложений, документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 20.04.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 584 066 677, 87 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 08.05.2020;
Дата рассмотрения заявок - 13.05.2020;
Дата подведения итогов Запроса предложений - 18.05.2020;
Заказчиком отменена закупка - 22.05.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком неправомерно отменена процедура закупки после истечения срока окончания подачи заявок на Запрос предложений.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствие с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком 22.05.2020 в ЕИС опубликован протокол заседания Тендерной комиссии N 738/20 от 18 мая 2020, в котором отражено следующее решение Заказчика:
"В связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, вызванных продлением введенных ограничений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации до 01.07.2020 г., закрытием с 01.04.2020 г. Терминала D международного аэропорта Шереметьево, принятием обеспечительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции 2019-NCOV, и необходимостью корректировки в связи с этим сервис планов по уборке терминалов, в соответствие с п.4, ст.10 гл.4 Положения П-10.6-32-18 (Версия - 4) "О закупках в АО "МАШ" отменить закупку на оказание услуг по уборке и содержанию Терминала D, многоуровневого паркинга терминала D с переходом и прилегающей к ним территории Международного аэропорта Шереметьево".
Согласно пункту 2 статьи 10 Положения о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Согласно пункту 4 статьи 10 Положения о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Положения о закупках и до заключения договора Заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, а также представил Распоряжение заместителя Председателя Правительства МО от 08.05.2020 N 34-р "Об утверждении Стандарта по организации работы на промышленном производстве в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" (далее - Распоряжение, Стандарт) согласно которому предприятия всех форм собственности, осуществляющие промышленное производство на территории Московской области обязаны выполнять мероприятия предусмотренные Стандартом. При этом Стандартом, в том числе, установлено:
"- организовать при входе на предприятие места обработки рук кожными антисептиками, предназначенных для этих целей (с содержанием этилового спирта не менее 70% по массе, изопропилового не менее 60% по массе), в том числе с установлением дозаторов и/или дезинфицирующими салфетками.
оборудовать умывальники для мытья рук мылом и (или) дозаторами для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования.
организовать централизованный сбор использованных одноразовых масок. Перед их размещением в контейнеры для сбора отходов осуществляется герметичная упаковка в 2 полиэтиленовых пакета.
осуществлять дезинфекцию с кратностью обработки не реже, чем каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, транспортеров, оборудования, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.".
Вместе с тем, техническая часть Документации не предусматривает обязанности выполнения мероприятий Стандарта. При этом представитель Заказчика пояснил, что не мог предвидеть необходимость выполнения противоэпидемиологических мероприятий в отношении COVID-19. Таким образом, возникшие чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства влекут корректировку технической части Документации по объему, кратности, вида закупаемых услуг.
Также представитель Заказчика сообщил, что издание Распоряжения было за пределами срока окончания подачи заявок.
В указанной связи, на основании возникновения обстоятельств непреодолимой силы, Заказчиком принято решение отменить закупку.
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, и в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы, Комиссия, изучив представленные пояснения и материалы, приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика при отмене процедуры Запроса предложений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Балтсервис" (ИНН: 7838499158, ОГРН: 1137847492419) от 25.05.2020 N 008/05-ФАС на действия (бездействие) заказчика АО "МАШ" (ИНН 7712094033, ОГРН 1027739374750) при проведении запроса предложений с предварительным квалификационным отбором в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию терминала D, многоуровневого паркинга терминала D с переходом и прилегающей к ним территории Международного аэропорта Шереметьево (извещение N 32009103864) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России "..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2020 г. N 223-ФЗ-415/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2020