по результатам рассмотрения жалобы N 060/07/3.2-343/2020
03 июня 2020 года г. Псков
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 июня 2020 года
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Комиссия Псковского УФАС России) в составе:
Зам. председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_",
членов Комиссии: главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_", главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России "_",
в присутствии представителя заявителя - генерального директора ООО "Р" "_",
в присутствии представителей Заказчика - "_" по доверенности N 1/32-1711 от 05.11.2019, "_" по доверенности N 25 от 28.05.2020,
рассмотрев посредством систем видео-конференц-связи с использованием личных устройств доступа жалобу на действия заказчика - муниципального предприятия города Пскова "Горводоканал" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному строительству объекта: Строительство 2- ого пускового комплекса 1-ого этапа подземного водозабора в части выполнения контракта "Монтаж павильонов" "Installation of 5 pavilions with pump equipment", реализуемого по проекту "Чистая вода для регионов программы" в рамках Программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия 2014-2020" проекта "Реконструкция сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения г. Пскова. Контракт 1. Строительство водозабора подземных вод. 1 этап 2 очередь" (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru N 32009109398),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба ООО "Р" (далее - Заявитель) (Вх. N 494з от 22.05.2020) на действия заказчика - муниципального предприятия города Пскова "Горводоканал" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному строительству объекта: Строительство 2- ого пускового комплекса 1-ого этапа подземного водозабора в части выполнения контракта "Монтаж павильонов" "Installation of 5 pavilions with pump equipment", реализуемого по проекту "Чистая вода для регионов программы" в рамках Программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия 2014-2020" проекта "Реконструкция сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения г. Пскова. Контракт 1. Строительство водозабора подземных вод. 1 этап 2 очередь" (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru N 32009109398).
Заявитель обжалует следующие действия заказчика:
- необоснованный выбор победителя при проведении конкурса.
24.04.2020 в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 32009109398:
Дата начала срока подачи заявок - 27.04.2020,
Дата и время окончания подачи заявок - 11.05.2020 в 16:00,
Дата рассмотрения первых частей заявок - 12.05.2020,
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 13.05.2020,
Дата подведения итогов - 14.05.2020.
Начальная (максимальная) цена предмета закупки - 45 575 180,00 руб.
Ограничения: только для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.05.2020 N 1695145 на участие было подано 6 заявок.
Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 13.05.2020 N 1695145 все лица, подавшие заявки, допущены до участия в конкурсе.
Согласно Протоколу подведения итогов от 15.05.2020 N 1695145 победителем конкурса признано ООО "Э", набравшее 100 баллов по итогам оценки.
Комиссия Псковского УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признала их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, заказчику, оператору электронной площадки было направлено уведомление от 25.05.2020 о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. N 1926/ДТ).
Информация о поступлении жалобы была размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/.
На заседании комиссии велась видеозапись, приобщенная к материалам настоящей жалобы.
В своей жалобе заявитель указывает на следующие факты:
ООО "Р" считает, что Заказчик необоснованно допустил к конкурсу участника - ООО "Э", который представил поддельные (фиктивные договора подряда, подтверждающие опыт), не провёл надлежащую проверку указанных договоров и признал данного участника победителем в конкурсе, признав Заявителя проигравшим в конкурсе. На основе имеющейся информации из открытых информационных источников (Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба государственной статистики РФ) выручка от хозяйственной деятельности ООО "Э" за последние 5 лет не соответствует общей сумме представленных на конкурс этой организацией договоров за последние 5 лет. Заказчиком также не принят был во внимание тот факт, что пять из восьми представленных ООО "Э" договоров на конкурс заключены с одной компанией. Заявитель полагает, что на основании п. 8.3. Конкурсной документации конкурса N 1695145, в случае установления недостоверности информации, представленной участником конкурса, единая комиссия заказчика обязана была отстранить такого участника от участия в конкурсе.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснили, что на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке, Комиссия проверила заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, предъявляемым закупочной документацией:
- нормам закона;
- документации о закупке;
- извещению о проведении конкурса на основании имеющихся сведений.
В представленных заявках (документах в составе заявок) не было выявлено недостоверной информации. Так же Заказчик пояснил, что в обязанности членов Комиссии не входит проверка достоверности сведений, представленных участником в составе его заявки (за исключением случаев, указанных в ст. 31 Закона N 44-ФЗ). В результате рассмотрения вторых частей заявок, Комиссией Заказчика было принято решение о соответствии всех заявок участников закупки требованиям, установленным в документации, что отражено в соответствующем протоколе (N 32009109398-02) заседания постоянно действующей закупочной Комиссии.
На основании вышеизложенного Заказчик полагает, что процедура была проведена в соответствии с действующим законодательством, а жалоба и изложенные в ней доводы являются необоснованными, нарушение порядка организации и проведения торгов не допущено.
Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:
Статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, с изменениями, утвержденными приказом от 10.04.2020 N 48 (далее - Положение о закупке).
Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 14 Положения о закупке заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в ЕИС извещение о закупке не менее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК превышает тридцать миллионов рублей.
Согласно ч. 3.1 раздела 3 Конкурсной документации участнику конкурса необходимо изучить конкурсную документацию, включая все инструкции, описание объекта закупки, условия, спецификации, изменения, дополнения и разъяснения к конкурсной документации. Неполное предоставление информации и документов, запрашиваемых в конкурсной документации, наличие недостоверных сведений об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, на которые размещается заказ, а также подача заявки на участие в конкурсе, не отвечающей всем требованиям, содержащимся в конкурсной документации, является основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с разделом 21 информационной карты конкурсной документации не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурсе сведений об участнике конкурса и (или) о его ценовом предложении. В случае указания таких сведений, предложенная заявка подлежит отклонению.
В соответствии с разделом 22 информационной карты конкурсной документации не допускается указание во второй части заявки сведений о ценовом предложении участника конкурса. В случае указания таких сведений, предложенная заявка подлежит отклонению.
Согласно ч. 8.2 раздела 8 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в следующих случаях:
1) непредставление документов и информации, предусмотренных п. 6.3 конкурсной документации;
2) несоответствие документов и информации, представленных участником конкурса во второй части заявки, требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) наличие в документах и информации, представленных участником конкурса во второй части заявки, в аккредитационных документах участника недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе.
Согласно ч. 8.3 раздела 8 Конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, представленной участником конкурса, единая комиссия заказчика обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Таким образом, конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки участника.
В соответствии с разделом 23 информационной карты конкурсной документации "Критерии оценки и сопоставления заявок" опыт выполнения работ подтверждается предоставлением копий исполненного контракта (договора); копий актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, подписанных обеими сторонами и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора).
Комиссией Псковского УФАС России, изучив заявку ООО "Э" установлено, что в подтверждение опыта выполнения аналогичных работ было представлено 8 договоров (N 7/17, 9/17, 4/18, 6/18, 6/19, 0848300041119000243, 157, 159).
В соответствии с экспертным заключением от 14.05.2020, размещенным в ЕИС, заявка ООО "Э" содержит все необходимые документы, указанные в закупочной документации. В качестве подтверждения опыта участник представил 8 договоров подряда на выполнение работ, аналогичных предмету закупки. Суммы всех договоров соответствуют установленным требованиям. При этом, 5 договоров подряда являются однотипными, заключенными с одним заказчиком, с одинаковым набором работ. В связи с этим рекомендовано комиссии детально рассмотреть данные обстоятельства.
Заявитель полагает, что однотипные договоры были представлены ООО "Э" фиктивно с целью получения максимального бала по критерию, который только формально подтверждает опыт участников.
Вопреки вышеназванному доводу, изучив конкурсную документацию, Положение о закупках, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что у закупочной комиссии отсутствуют обязанность по проверке представленных в составе заявки документов, являющихся подтверждением соответствия определенному критерию оценки, на их подлинность (сверка печатей, подписей, фактической оплаты, отраженной в финансовых документах участника).
Так как представленные в составе заявки ООО "Э" для начисления рейтинга по критерию "Опыт выполнения работ" договоры соответствовали условиям документации, предусматривающим присвоение положительного рейтинга по критерию, у закупочной комиссии отсутствовали легитимные основания для отклонения заявки и признания ее не соответствующей.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "Р" признать необоснованной.
Зам. председателя Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 29 мая 2020 г. N 060/07/3.2-343/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2020