Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., с участием:
заявитель - индивидуальный предприниматель Масленникова Светлана Евгеньевна (далее также - ИП Масленникова С.Е., заявитель) - о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, участие не обеспечил;
заказчик - государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (далее также - заказчик, учреждение) - обеспечил участие представителя Решеткиной Е.В. посредством интернет-видеоконференции,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Масленниковой Светланы Евгеньевны на действия единой комиссии заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение N 0271400000220000020) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
22.05.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Масленниковой Светланы Евгеньевны на действия единой комиссии заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение N 0271400000220000020) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что единая комиссия заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (показатели товара, указанные участником закупки, не соответствуют требованиям, установленным в документации об электронном аукционе (пп. "б") пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно в заявке не указан конкретный показатель товара, заявка содержит формулировки "время защитного действия должно быть", "максимальная масса рабочей части самоспасателя").
На основании вышеизложенного индивидуальный предприниматель Масленникова Светлана Евгеньевна просит признать жалобу обоснованной и выдать единой комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик - государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых указал, что единой комиссией правомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании имеющихся в распоряжении комиссии документов и сведений, в связи с чем просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
Заказчиком, государственным учреждением - Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 24.04.2020 (с изменениями от 29.04.2020) размещено извещение N 0271400000220000020 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку самоспасателей фильтрующих, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту 3.1 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В подпункте 3.2 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации заказчик предлагает осуществить поставку самоспасателей фильтрующих на следующих условиях:
Наименование товара |
Количество товара |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
Конкретные характеристики товара |
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||
|
Кроме того, в подпункте 3.2 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлена инструкция по заполнению первых частей заявок (далее - Инструкция), включающая в себя информацию о том, как следует трактовать те или иные символы, слова, сопровождающие значения показателей требуемого к поставке товара (самоспасатель фильтрующий).
Согласно пункту 8 раздела III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" документации об аукционе заказчику необходимы самоспасатели фильтрующие со следующими характеристиками, выраженными в таблице (приведена выдержка, далее - Таблица):
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
Единица измерения |
Кол-во единиц |
1. |
Самоспасатель фильтрующий (ОКПД2 32.99.11.199) |
Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин. Время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего - не более 60 секунд. Максимальная масса рабочей части самоспасателя не более 1,0 кг. Срок службы самоспасателей фильтрующих в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет с даты изготовления. |
шт. |
157 |
Соответственно, в рассматриваемом случае при формировании первой части заявки участники закупки должны руководствоваться следующими положениями аукционной документации: требованиями к содержанию и составу первой части заявки (подпункт 3.1 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации), описанием объекта закупки (пункт 8 раздел III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"), Инструкцией (подпункт 3.2 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона", раздел III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" аукционной документации).
Обратившись к положениям Инструкции, Комиссия установила, что при указании значений показателей "Время защитного действия фильтра самоспасателя", "Максимальная масса рабочей части самоспасателя" самоспасателя фильтрующего, участникам закупки необходимо руководствоваться следующими положениями инструкции:
1) предоставляемые участником электронного аукциона сведения в составе первой части заявки не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "около", "примерно", "не хуже", "не лучше", "должна быть равна", "должно быть равно", "не должна_ быть более/менее", "не должно_ быть более/менее", "должна быть", "должны быть", "от", "до", не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, содержать "не более", "не менее", "или" , ">", "<", "\x{2265}", "\x{2264}","_", описание характеристик в виде неконкретных значений, в т. ч. диапазонов, указанных через "-" и т.п. (за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара), то есть должны быть конкретными, не являться диапазонными величинами.
2) "максимальный" означает не конкретное значение, за исключением если это название показателя.
Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно большому современному толковому словарю русского языка (https://slovar.cc/rus/tolk/25481.html) словосочетание "должна быть" ("должно быть", "должны быть") употребляется при выражении предположения, соответствуя по значению словам: по-видимому, очевидно, вероятно и спряжение данных составных глагольных сказуемых в соответствии с правилами русского языка (по лицам и числам) не изменяют их значение и допускают указание любого спряжения составного глагольного сказуемого (по лицам и числам, например, должна быть, должно быть, должны быть, должен быть).
Соответственно, при сопровождении значения показателя товара составным глагольным сказуемым "должна быть"/"должны быть" не будет исполняться требование заказчика относительно конкретности такого значения показателя товара.
Слово "максимальный" в рассматриваемом случае отнесено заказчиком к наименованию показателя (учитывая избранное заказчиком изложение), что, соответственно, подразумевает под собой указание участником закупки конкретного значения показателя товара, при этом само слово "максимальный" не подлежит исключению из наименования показателя (не входит в перечень слов, знаков и символов, которые не должны быть указаны в составе первой части заявки участника закупки).
Иными словами, при сопоставлении положений приведенной выше Таблицы и выдержки из Инструкции, становится ясным и не вызывает сомнений, что в данном случае характеристики требуемого к поставке товара определены путем указания на наименования показателей и их значения, при этом изменению (учитывая наличие оговорки о конкретных значениях показателей товара) подлежат исключительно значения показателей товаров в определенных заказчиком пределах.
Комиссией Ярославского УФАС России установлено и следует из первой части заявки участника закупки - ИП Масленниковой С.В. (идентификационный номер заявки N 133), последним в первой части заявки предложены самоспасатели фильтрующие со следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками (приведена выдержка):
N п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара |
|
Самоспасатель фильтрующий |
Бриз-3401 (ГДЗК) (ООО "Бриз-Кама", г. Владимир, РФ) |
Время защитного действия фильтра самоспасателя - 30 мин. Время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего - 60 секунд. Максимальная масса рабочей части самоспасателя - 1,0 кг. Срок службы самоспасателей фильтрующих в состоянии ожидания применения - 7 лет с даты изготовления. |
Шт. |
157 |
ОКСМ 643 (Россия) |
Как следует из приведенной таблицы, индивидуальным предпринимателем в составе первой части предоставлена информация, соответствующая требованиям заказчика, установленным аукционной документацией (наименование показателя "Максимальная масса рабочей части самоспасателя" указано в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе; значение показателя "Время защитного действия фильтра самоспасателя" самоспасателя фильтрующего не сопровождается словосочетанием "должно быть").
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 29 от 18.05.2020 единой комиссией заказчика отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки - ИП Масленниковой С.В. (идентификационный номер заявки N 133) - "на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (показатели товара, указанные участником закупки, не соответствуют требованиям, установленным в документации об электронном аукционе (пп. "б") пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно в заявке не указан конкретный показатель товара, заявка содержит формулировки "время защитного действия должно быть", "максимальная масса рабочей части самоспасателя").
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что единая комиссия заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ИП Масленниковой С.В. (идентификационный номер заявки N 133), что, соответственно является нарушением пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку данным участником в полной мере соблюдены требования аукционной документации (правильно применены положения Инструкции, в том числе к спорным показателям товара и их значениям).
Вместе с тем по результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России установлены следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Как было отмечено выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту 3.1 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В подпункте 3.2 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации заказчик предлагает осуществить поставку самоспасателей фильтрующих на следующих условиях:
Наименование товара |
Количество товара |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
Конкретные характеристики товара |
|
|
|
|
|
| ||||
| ||||
|
Кроме того, в подпункте 3.2 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации заказчиком установлена инструкция по заполнению первых частей заявок (далее - Инструкция), включающая в себя информацию о том, как следует трактовать те или иные символы, слова, сопровождающие значения показателей требуемого к поставке товара (самоспасатели фильтрующие).
Согласно пункту 8 раздела III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" документации об аукционе заказчику необходимы самоспасатели фильтрующие со следующими характеристиками, выраженными в таблице (приведена выдержка, далее - Таблица):
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
Единица измерения |
Кол-во единиц |
1. |
Самоспасатель фильтрующий (ОКПД2 32.99.11.199) |
Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин. Время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего - не более 60 секунд. Максимальная масса рабочей части самоспасателя не более 1,0 кг. Срок службы самоспасателей фильтрующих в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет с даты изготовления. |
шт. |
157 |
Соответственно, в рассматриваемом случае при формировании первой части заявки участники закупки должны руководствоваться следующими положениями аукционной документации: требованиями к содержанию и составу первой части заявки (подпункт 3.1 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации), описанием объекта закупки (пункт 8 раздел III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"), Инструкцией (подпункт 3.2 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона", раздел III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" аукционной документации).
Обратившись к положениям Инструкции, Комиссия установила, что при указании значений показателей "Время защитного действия фильтра самоспасателя", "Максимальная масса рабочей части самоспасателя" самоспасателя фильтрующего, участникам закупки необходимо руководствоваться следующими положениями инструкции:
1) предоставляемые участником электронного аукциона сведения в составе первой части заявки не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "около", "примерно", "не хуже", "не лучше", "должна быть равна", "должно быть равно", "не должна_ быть более/менее", "не должно_ быть более/менее", "должна быть", "должны быть", "от", "до", не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, содержать "не более", "не менее", "или" , ">", "<", "\x{2265}", "\x{2264}","_", описание характеристик в виде неконкретных значений, в т. ч. диапазонов, указанных через "-" и т.п. (за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара), то есть должны быть конкретными, не являться диапазонными величинами.
2) "максимальный" означает не конкретное значение, за исключением если это название показателя.
Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно большому современному толковому словарю русского языка (https://slovar.cc/rus/tolk/25481.html) словосочетание "должна быть" ("должно быть", "должны быть") употребляется при выражении предположения, соответствуя по значению словам: по-видимому, очевидно, вероятно и спряжение данных составных глагольных сказуемых в соответствии с правилами русского языка (по лицам и числам) не изменяют их значение и допускают указание любого спряжения составного глагольного сказуемого (по лицам и числам, например, должна быть, должно быть, должны быть, должен быть).
Соответственно, при сопровождении значения показателя товара составным глагольным сказуемым "должна быть"/"должны быть" не будет исполняться требование заказчика относительно конкретности такого значения показателя товара.
Слово "максимальный" в рассматриваемом случае отнесено заказчиком к наименованию показателя (учитывая избранное заказчиком изложение), что, соответственно, подразумевает под собой указание участником закупки конкретного значения показателя товара, при этом само слово "максимальный" не подлежит исключению из наименования показателя (не входит в перечень слов, знаков и символов, которые не должны быть указаны в составе первой части заявки участника закупки).
Иными словами, при сопоставлении положений приведенной выше Таблицы и выдержки из Инструкции, становится ясным и не вызывает сомнений, что в данном случае характеристики требуемого к поставке товара определены путем указания на наименования показателей и их значения, при этом изменению (учитывая наличие оговорки о конкретных значениях показателей товара) подлежат исключительно значения показателей товаров в определенных заказчиком пределах.
Комиссией Ярославского УФАС России установлено и следует из первой части заявки участника закупки - ООО "Навигатор - Т" (идентификационный номер заявки N 53), что последним в первой части заявки предложены самоспасатели фильтрующие со следующими характеристиками (приведена выдержка, далее - Таблица участника):
Наименование товара |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
Самоспасатель фильтрующий Газодымозащитный комплект "Гарант-1" (ТУ 2568-001-779666664-2016) Страна происхождения: Россия
|
Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть 15 мин. Время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего - 60 секунд. Максимальная масса рабочей части самоспасателя 0,8 кг. Срок службы самоспасателей фильтрующих в состоянии ожидания применения - 5 лет с даты изготовления. |
Штука |
157 |
При сопоставлении информации, содержащейся в Таблице, с информацией, отраженной в Таблице участника, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что участником закупки ООО "Навигатор - Т" (идентификационный номер заявки N 53), проигнорированы требования Инструкции применительно к определению в составе первой части заявки значения показателя "Время защитного действия фильтра самоспасателя" самоспасателя фильтрующего путем употребления словосочетания "должно быть" (недопустимость использования данного словосочетания обусловлена требованиями Инструкции, наличие которого указывает на предположительный характер такой характеристики предлагаемого к поставке товара).
При этом наименование показателя "Максимальная масса рабочей части самоспасателя" самоспасателя фильтрующего и его значение указаны в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в электронном аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 29 от 18.05.2020 единой комиссией заказчика отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки - ООО "Навигатор - Т" (идентификационный номер заявки N 53) - "на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (показатели товара, указанные участником закупки, не соответствуют требованиям, установленным в документации об электронном аукционе (пп. "б") пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно в заявке не указан конкретный показатель товара, заявка содержит формулировку "максимальная масса рабочей части самоспасателя").
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что единая комиссия заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области, правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Навигатор - Т" (идентификационный номер заявки N 53), однако, указав в приведенном выше протоколе в качестве обоснования принятого решения положения документации, которым не соответствует заявка, а также положения заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией применительно к показателю "максимальная масса рабочей части самоспасателя" самоспасателя фильтрующего, допустила нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку в качестве такого обоснования должно содержаться указание на значение показателя "время защитного действия фильтра самоспасателя" самоспасателя фильтрующего (по приведенным в тесте настоящего решения основаниям).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка самоспасателей фильтрующих. Описание объекта закупки содержится в разделе III ""Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" документации об аукционе).
Согласно подпункту 3.1 пункта 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела I "Общие условия проведения электронного аукциона" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом предоставляемые участником электронного аукциона сведения в составе первой части заявки не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "около", "примерно", "не хуже", "не лучше", "должна быть равна", "должно быть равно", "не должна_ быть более/менее", "не должно_ быть более/менее", "должна быть", "должны быть", "от", "до", не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование, содержать "не более", "не менее", "или" , ">", "<", "\x{2265}", "\x{2264}","_", описание характеристик в виде неконкретных значений, в т. ч. диапазонов, указанных через "-" и т.п. (за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара), то есть должны быть конкретными, не являться диапазонными величинами.
Согласно пункту 8 раздела III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" документации об аукционе заказчику необходимы самоспасатели фильтрующие со следующими функциональными, техническими и качественными характеристиками, выраженными в таблице (приведена выдержка):
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
Единица измерения |
Кол-во единиц |
1. |
Самоспасатель фильтрующий (ОКПД2 32.99.11.199) |
Самоспасатель фильтрующий предназначен для защиты органов дыхания и зрения, в котором вдыхаемый человеком воздух очищается в комбинированном фильтре самоспасателя, а выдыхаемый воздух удаляется в окружающую среду. Самоспасатель должен быть предназначен для использования взрослыми и детьми старше 12 лет, в том числе имеющие длинные волосы, высокие прически, очки, бороду. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний.", Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", показателям и параметрами, указанным в настоящих технических требованиях. Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин. Время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего - не более 60 секунд. Максимальная масса рабочей части самоспасателя не более 1,0 кг. Срок службы самоспасателей фильтрующих в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет с даты изготовления. |
шт. |
157 |
Из содержания данной Таблицы следует, что заказчиком определено наименование требуемого товара (самоспасатели фильтрующие) и его характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, единицы измерения, а также требование о соответствии самоспасателя фильтрующего ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
Обратившись к ГОСТ Р 53261-2009, Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 4.1.3 пункта 4.1 "Требования назначения" раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин при воздействии на него следующих тест-веществ:
- монооксида углерода;
- водорода хлорид;
- водорода цианид;
- акролеина.
Испытания следует проводить в соответствии с 7.3.
Пунктом 7.3 раздела 7 "Методы испытаний" ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что проверку проводят определением фильтрующе-сорбирующих свойств фильтра самоспасателя при воздействии на него монооксида углерода, водорода хлорид, водорода цианид и акролеина.
Результат проверки считают положительным, если ВЗД фильтра по каждому тест-веществу составляет не менее 15 мин.
В соответствии с пунктом 4.1.8 пункта 4.1 "Требования назначения" раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг.
Испытания следует проводить в соответствии с 7.5.
Пунктом 7.5 раздела 7 "Методы испытаний" ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что средства измерения - весы с пределом измерений среднего класса точности по IV разряду.
Определяют массу рабочей части самоспасателя без герметичной упаковки и футляра (сумки) с точностью до 0,01 кг.
Результат испытания считают положительным, если выполняются требования 4.1.8 ГОСТ Р 53261-2009.
В соответствии с пунктом 4.1.9 пункта 4.1 "Требования назначения" раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 время надевания и приведения самоспасателя в действие не должно быть более 60 с.
Испытания следует проводить в соответствии с 7.14.
Подпунктом 7.14.5 пункта 7.14 раздела 7 "Методы испытаний" ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что испытания проводят в соответствии с ГОСТ 12.4.157.
По команде руководителя испытаний каждый испытатель (на время) самостоятельно изучает пиктограммы, нанесенные на футляре (сумке) или герметичной упаковке самоспасателя, вскрывает пакет руками, надевает самоспасатель и приводит его в рабочее состояние. Испытатели оценивают удобство вскрытия герметичной упаковки, руководитель испытаний определяет время, затраченное каждым испытателем на включение в самоспасатель. По окончании испытаний определяют среднее значение времени надевания и приведения в действие самоспасателя.
Испытатели, включенные в самоспасатель, по очереди заходят в испытательную камеру и выполняют упражнения.
Показатели последовательности и продолжительности выполнения упражнений и отдыха приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование упражнения |
Продолжительность выполнения упражнения и отдыха, мин |
Ходьба по горизонтальной движущейся дорожке со скоростью (6,0_0,1) км/ч с грузами по (5,0_0,1) кг в обеих руках |
3/1 |
Подъем на помост высотой (3,0_0,1) дм и спуск с него в темпе 20 раз в минуту |
3/1 |
Подъем двумя руками грузов массой (5,0_0,1) кг на высоту (1,0_0,1) м в темпе 20 раз в минуту |
3/1 |
Ходьба по горизонтальной движущейся дорожке со скоростью (6,0_0,1) км/ч с грузами по (5_0,1) кг в обеих руках |
3/- |
Примечание - В числителе указана продолжительность выполнения упражнения, в знаменателе продолжительность отдыха после выполнения упражнения |
При ходьбе испытатель выполняет повороты головы из стороны в сторону (не менее 15 раз), осматривая стены камеры масляного тумана, а также поднимает и опускает голову (приблизительно 15 раз), осматривая пол и потолок.
Во время испытаний проводят непрерывный контроль коэффициента подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) непосредственно в зоне дыхания под капюшоном и коэффициента подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) под капюшон в зоне смотрового окна капюшона.
Во время отдыха испытатель читает вслух специальный текст, а также выполняет команды руководителя испытаний.
После выполнения последнего упражнения дают оценку разборчивости речи и правильно выполненным испытателем команд к общему количеству команд (в процентах). Рассчитывают среднее значение коэффициента подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона, в том числе отдельно для людей, имеющих бороду и длинные волосы, а также среднее значение коэффициента подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) под капюшон в зоне смотрового окна.
На основании мнения испытателя оценивают удобство пользования самоспасателем и условий дыхания в нем.
Результат проверки считают положительным, если правильно выполненные испытателями команды составляют не менее 80% от общего количества команд, а также выполняются требования 4.1.4; 4.1.5; 4.1.9; 4.1.10; 4.4.1 и 4.5.2 ГОСТ Р 53261-2009.
Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товар и принимая во внимание приведенные выше выдержки из документации об электронном аукционе и государственного стандарта, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к техническим характеристикам поставляемого товара), примеры которых приведены выше (не исчерпывающий перечень) сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в данном случае в документации содержатся указания на значения показателей товара, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Согласно пункту 8 раздела III "Описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" документации об аукционе заказчику необходимы самоспасатели фильтрующие со следующими характеристиками, выраженными в таблице (приведена выдержка, далее - Таблица):
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
Единица измерения |
Кол-во единиц |
1. |
Самоспасатель фильтрующий (ОКПД2 32.99.11.199) |
Самоспасатель фильтрующий предназначен для защиты органов дыхания и зрения, в котором вдыхаемый человеком воздух очищается в комбинированном фильтре самоспасателя, а выдыхаемый воздух удаляется в окружающую среду. Самоспасатель должен быть предназначен для использования взрослыми и детьми старше 12 лет, в том числе имеющие длинные волосы, высокие прически, очки, бороду. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний.", Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", показателям и параметрами, указанным в настоящих технических требованиях. Время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин. Время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего - не более 60 секунд. Максимальная масса рабочей части самоспасателя не более 1,0 кг. Срок службы самоспасателей фильтрующих в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет с даты изготовления. |
шт. |
157 |
Из содержания данной Таблицы следует, что заказчиком определено наименование требуемого товара (самоспасатели фильтрующие) и его характеристики, включающие в себя наименования показателей и соответствующие им допустимые значения, единицы измерения, а также требование о соответствии самоспасателя фильтрующего ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
Обратившись к ГОСТ Р 53261-2009, Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 4.1.3 пункта 4.1 "Требования назначения" раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 время защитного действия фильтра самоспасателя должно быть не менее 15 мин при воздействии на него следующих тест-веществ:
- монооксида углерода;
- водорода хлорид;
- водорода цианид;
- акролеина.
В соответствии с пунктом 4.1.8 пункта 4.1 "Требования назначения" раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг.
Исходя из пункта 4.1.9 пункта 4.1 "Требования назначения" раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 время надевания и приведения самоспасателя в действие не должно быть более 60 с.
Подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 "Требования надежности" раздела 4 раздела 4 "Общие технические требования" ГОСТ Р 53261-2009 определено, что срок службы самоспасателя в состоянии ожидания применения - не менее 5 лет.
При сопоставлении приведенной выше информации с информацией, содержащейся в Таблице, установлено, что заказчиком в аукционной документации используется отличная от ГОСТ Р 53261-2009 терминология, касательно наименования показателей товара (например, вместо "время надевания и приведения самоспасателя в действие" указано "время приведения в рабочее состояние самоспасателя фильтрующего", вместо "масса рабочей части самоспасателя" указано "максимальная масса рабочей части самоспасателя" и т.д.), а также установлены непредусмотренные данным государственным стандартом требования к значениям показателей товара (например, значение показателя "срок службы самоспасателя в состоянии ожидания применения" - привязка к дате изготовления и т.д.).
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик при описании объекта закупки не использовал установленные ГОСТ Р 53261-2009 требования к значениям показателей, определяющим характеристики поставляемого товара, являющегося объектом данной закупки (примеры таких показателей приведены выше), а также терминологию (примеры таких наименований показателей также приведены в тексте настоящего решения), соответственно, должен был включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований/терминологии.
Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение N 0271400000220000020) такое обоснование, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Масленниковой Светланы Евгеньевны (ИНН 262409546212, ОГРНИП 316619600151370) на действия единой комиссии заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604360150, ОГРН 1197627022416), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение N 0271400000220000020), обоснованной.
2. Признать единую комиссию заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604360150, ОГРН 1197627022416), нарушившей пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение N 0271400000220000020) признать единую комиссию заказчика, государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604360150, ОГРН 1197627022416), нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчика, государственное учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604360150, ОГРН 1197627022416), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Не выдавать заказчику, единой комиссии заказчика, государственному учреждению - Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604360150, ОГРН 1197627022416), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку выдано предписание по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Навигатор - Т" на данную закупку (решение по делу N 076/06/67-431/2020 от 29.05.2020).
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Лебедева С.Н. |
Члены Комиссии: |
Печников А.Г. Семенычева Е.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 мая 2020 г. N 076/06/67-430/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2020