Я, <_>, рассмотрев заявление <_>, перенаправленное Прокуратурой Новокузнецкого района (вх. N 1582 от 02.04.2020), о наличии в действиях Публичного акционерного общества "МРСК Сибири" (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/КПП 2460069527/24601001; ОГРН 1052460054327, дата регистрации юридического лица 04.07.2005) в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" (650099, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11) (далее - ПАО "МРСК Сибири") признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), выразившихся в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома, находящегося по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Таргай, кадастровый номер земельного участка 42:09:1006001:1096 (далее - объект Заявителя) в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП)
УСТАНОВИЛА:
15.03.2019 между ПАО "МРСК Сибири" и <_> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 20.4200.108.19 (далее - Договор), согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами, в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетки с учетом следующих характеристик: максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт, категория надежности третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВт.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1 Договора).
В соответствие с п. 4 Договора технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении.
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с момента заключения настоящего договора.
В соответствии с п. 7 Технических условий N 800372043 (далее - Технические условия) точкой присоединения энергопринимающих устройств Заявителя является проектируемая линия электропередачи (ЛЭП) 0,4 кВ, ТП 10 кВ, линия 3/6/10 кВ от ф. 10-12-НК, ячейка ПС ф. 10-12-НК, ПС 35 кВ "Николаевская" (ПО ЮЭС).
В п. 10 Технических условий определено, что сетевая организация выполняет следующие мероприятия по технологическому присоединению:
п. 10.1 Организационные мероприятия:
п. 10.1.1 Подготовка технических условий на технологическое присоединение.
п. 10.1.2 Проверка выполнения технических условий со стороны Заявителя.
п. 10.1.3 Фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства Заявителя.
п. 10.2 Требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей ПАО "МРСК Сибири" для электроснабжения объекта Заявителя: выполнить проектную документацию в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Постановление РФ N 87) и согласовать со всеми заинтересованными организациями в соответствии с действующим законодательством.
п. 10.2.1 Запроектировать и построить ТП 10 кВ. Тип и мощность силового трансформатора определить проектом.
п. 10.2.2 От ВЛ 10 кВ ф. 10-12-НК до проектируемой ТП 10 кВ (п. 10.2.1.) запроектировать и построить ЛЭП 10 кВ. Номер отпаечной опоры, способ прокладки ЛЭП, марку и сечение линии определить проектом.
п. 10.2.3 Определить проектом необходимость установки укоса и линейного разъединителя на отпаечной опоре ВЛ 10 кВ ф. 10-12-НК.
п. 10.2.4 От ТП 10 кВ (п. 10.2.1) до границ земельного участка Заявителя запроектировать и построить ЛЭП 0,4 кВ. Способ прокладки ЛЭП, марку и сечение линии определить проектом.
В п. 11 Технических условий определены мероприятия по технологическому присоединению, выполняемые Заявителем в границах принадлежащего ему земельного участка.
В дополнительных сведениях к Техническим условиям указано, что точка присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" определена на момент заключения договора, является условной и окончательно фиксируется в документах о технологическом присоединении, что не требует внесения изменений в настоящие Технические условия.
Из материалов заявления следует, что в срок, предусмотренный п. 5 Договора, мероприятия по технологическому присоединения, указанные в п. 10 Технических условий не выполнило, в связи с чем выполнить технологическое присоединение не представляется возможным.
Нарушение сроков выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению явилось основанием для обращения Заявителя в антимонопольный орган.
Кроме того, Заявителем было также указано на то, что ПАО "МРСК Сибири" незаконно пыталось переложить на него выполнение мероприятий по технологическому присоединению за пределами принадлежащего земельного участка, в частности урегулирование с третьими лицами земельно-имущественныых отношений по строительству объекта электросетевого хозяйства (ЛЭП) ПАО "МРСК Сибири".
Кемеровским УФАС России установлено следующее:
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
На основании п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Договор об осуществлении технологического присоединения заключается между сетевой организацией и лицом, намеревающимся осуществить технологическое присоединение, на основании поданной заявки.
Согласно пп. "а" п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 года для заявителей для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт и если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров в городах и поселках городского типа и более 500 метров в сельской местности.
Обязанность по неуклонному соблюдению Правил технологического присоединения, в том числе обязанности по совершению предписанных Правилами действий юридически возникает у сетевой организации с момента поступления заявки.
Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно п. 16(3) Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения Договора) обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с пп. "г" п. 10. Правил технологического присоединения к заявке прилагаются копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
Из материалов заявления <_> следует, что Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:09:1006001:1096.
Согласно пп. "б" п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.
На основании пп. "г" п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
27.01.2020 <_> в адрес ПАО "МРСК Сибири" было направлено письмо, в котором указал на то, что в соответствии с Договором Заявителем произведена оплата за выполнение мероприятий по технологическому присоединению.
Однако со стороны ПАО "МРСК Сибири" обязательства по Договору не выполнены. Более того никакие работы по осуществлению технологического присоединения вообще не ведутся.
В случае невыполнения ПАО "МРСК Сибири" мероприятий по Договору в срок до 14.03.2020 Заявитель вынужден будет обратиться в антимонопольный орган, а также принять меры по взысканию неустойки.
12.02.2020 ПАО "МРСК Сибири" направило в адрес Заявителя письмо (исх. N 1.4/04.1/1214-исх.), в котором указало на то, что для технологического присоединения объекта Заявителя необходимо выполнить строительство линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры N 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ "Сосновская", КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП.
В целях размещения вышеуказанных объектов ПАО "МРСК Сибири" необходимо в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации оформить права на земельные участки на которых должны будут располагаться данные объекты.
Строительство вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Сибири" предполагается производить, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 42:09:1006001:1421, принадлежащем на праве собственности ООО "Партнер" (регистрация права собственности от 13.11.2019).
Указанному правообладателю ПАО "МРСК Сибири" было направлено обращение о согласовании место положения части земельного участка и об установлении сертитута (письмо исх. N 1.4/04/12.435- исх. от 18.12.2019).
Ответ на данное письмо от ООО "Партнер" не получен, на телефонные звонки представители ООО "Партнер" не отвечают.
ПАО "МРСК Сибири" предложило Заявителю самостоятельно в порядке ч. 1 ст. 274 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) урегулировать правоотношения по установлению сервитута для строительства линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры N 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ "Сосновская", КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП.
Также ПАО "МРСК Сибири" указало на то, что, в случае отказа ООО "Партнер" Заявитель имеет право обратиться в суд с иском об установлении сервитута для расположения объектов электросетевого хозяйства ПАО "МРСК Сибири".
Вместе с тем ПАО "МРСК Сибири не было учтено следующие:
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетики по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Вместе с тем заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения регулируется Правилами технологического присоединения, нормы которых являются специальными в рассматриваемых правоотношениях по отношению к общим нормам гражданского законодательства.
Правилами технологического присоединения самостоятельно не определен порядок урегулирования отношений с иными лицами в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, а также перечень конкретных мероприятий технического характера, которые необходимо выполнить сетевой организации.
Таким образом, сетевой организации предоставлена определенная свобода действий при выборе мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе право самостоятельно определить состав мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства, выбор трассы расположения линейных объектов капитального строительства и др.
Пунктом 16(3) Правил технологического присоединения на ПАО "МРСК Сибири" возложена обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств до границы земельного участка, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.
Из системного толкования п. 3, п. 6, п. 16(1), п. 16(3) Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация, в сроки, установленные в пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, обязана выполнить все предусмотренные мероприятия по по технологическому присоединению, предусмотренные в договоре, в том числе мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства и, если необходимо, то путем урегулирования отношений с третьими лицами.
В связи с чем надлежащим исполнением обязанностей по договору будет являться результат, который позволяет выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
При этом пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения в зависимости от энергопринимающих устройств, сложности процедуры технологического присоединения, в том числе от объема строительства, установлены соответствующие разумные сроки.
Порядок и сроки выполнения конкретных мероприятий по технологическому присоединению в пределах, установленных в пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения максимальных сроков, не установлены.
Таким образом, сетевая организация вправе на свое усмотрение и под свою ответственность приступить в выполнению мероприятий в любое время.
ПАО "МРСК Сибири" в соответствии с п. 1 Договора, приняло на себя обязательство урегулировать о ношения с третьими лицами для осуществления технологического присоединения объекта Заявителя.
Вместе с тем из материалов заявления <_> следует, что в течение 1 года строительство объектов электросетевого хозяйства до земельного участка Заявителя не выполнило, правоотношения с третьими лицами, касающиеся вопросов строительства не урегулировало.
Направление ПАО "МРСК Сибири" письма (исх. N 1.4/04/12.435- исх. От 18.12.2019) об установлении сервитута в адрес ООО "Партнер", а также отсутствие ответа от ООО "Партнер" не является доказательством того, что ПАО "МРСК Сибири" были приняты исчерпывающие меры для выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Заявителя.
Кроме того, ПАО "МРСК Сибири" приступило к согласованию вопросов строительства с ООО "Партнер" только в конце декабря 2019 г., т. е. через 9 месяцев после заключения Договора.
При этом ПАО "МРСК Сибири" могло урегулировать правоотношения по строительству объектов электросетевого хозяйства до 13.11.2019 с иным лицом, чем ООО "Партнер".
ПАО "МРСК Сибири" не представило надлежащих доказательств отсутствия бездействия ни в срок, установленный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, ни после его истечения.
В силу ч 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (либо в порядке ст. 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации). При этом на основании п. 11 ст. 1, п. 2 ч.7 ст. 51 ГрК РФ этом для строительства линейных сооружений требуется получение разрешения строительства (т. е. данные объекты являются объектами капитального строительства).
Постановление РФ N 87 устанавливает требования по составу разделов проектной документации, утверждаемой заказчиком (застройщиком).
В соответствии с пп. "б" п. 34 Постановления РФ N 87 проектная документация должна содержать исходные данные и условия для подготовки проектной документации на линейный объект, указанные в пп. "б" п. 10 настоящего Положения, за исключением абзацев пятого, десятого и двенадцатого, а также реквизиты утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) или (до 31 декабря 2012 г.) исходные данные и условия, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка.
Согласно пп. "б" п. 10 Постановления РФ N 87 проектная документация должна содержать, в том числе: задание на проектирование - в случае подготовки проектной документации на основании договора: утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, выданные в соответствии с федеральными законами уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами местного самоуправления, технические условия, документы о согласовании отступлений от положений технических условий, разрешение на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири", выступающее в данных правоотношениях как заказчик (застройщик), обязано было заключить договор подряда со специализированной проектной организацией на разработку проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства, указанных в п. 10 технических условий к Договору N 20.4200.2385.16, предоставив задание на проектирование, необходимые исходные данные, правоустанавливающие документы на земельные участки для размещения линейных объектов капитального строительства (либо выполнить разработку проектной документации своими силами, в случае членства общества в саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования и наличия разрешения на осуществление соответствующих проектных работ).
В связи с чем проектная документация на строительство линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры N 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ "Сосновская", КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП по земельному участку 42:09:1006001:1421, принадлежащего с 13.11.2019 ООО "Партнер" без урегулирования земельно-имущественных отношений с собственником и без получения разрешения на строительство, юридически ничтожна.
Кроме того, законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации в ряде случаев предусмотрено получения положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, которое не может быть получено при наличии неурегулированных земельно-имущественных отношений с собственниками земельных участков, на которых предполагается строительство.
Довод ПАО "МРСК Сибири" о том, что Заявитель сам должен был урегулировать земельно-имущественные отношения по строительству ПАО "МРСК Сибири" линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры N 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ "Сосновская", КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП, за пределами своего земельного участка не основан на нормах права, поскольку Заявитель не является субъектом градостроительных отношений (участником строительства) за пределами своего земельного участка.
Линейные объекты, возводимые в рамках технологического присоединения по Договору перейдут в собственность ПАО "МРСК Сибири", будут участвовать в тарифом регулировании и будут использоваться ПАО "МРСК Сибири" для оказанию услуг по передаче электрической энергии Заявителю и иным лицам.
В свою очередь, Заявитель не является лицом, использующим данные объекты, поскольку точкой поставки электрической энергии в силу прямого указания Правил недискриминационного доступа является место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении.
ГК, РФ, ГрК РФ и ЗК РФ не устанавливают особого порядка урегулирования сетевой организацией правоотношений земельно-имущественных отношений с собственниками земельных участков при выполнении мероприятий по технологическому присоединению в порядке.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" имело возможность урегулировать правоотношения, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства в целях присоединения объекта на соседних участках Заявителя любым из способов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (выкуп земельного участка либо его части, аренда, совместное использование и др.), а не только установление сервитута.
ПАО "МРСК Сибири" также не было ограничено в возможности предложить собственнику земельного участка урегулировать земельно-имущественные по строительству линейного объекта с классом напряжения до 35 кВ: ВЛЗ 10 кВ от опоры N 29 ВЛЗ ф. 10-17-Л от ПС 35 кВ "Сосновская", КТП 10/0,4 кВ 250 кВА, ВЛИ 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ в КТП, путем коммерчески выгодного предложения (выкуп части участка, аренда), тем более, что ПАО "МРСК Сибири" обращалось в ООО "Партнер" для строительства объектов, необходимых для технологического присоединения ряда земельных участков, а не только объектов Заявителя.
При этом действующим законодательством об электроэнергетике Российской Федерации предусмотрены правовые механизмы по компенсации понесенных расходов при тарифном регулировании деятельности по передаче электрической энергии.
Довод ПАО "МРСК Сибири" о том, что за установлением сервитута в ООО "Партнер" следовало обратиться самому Заявителю в порядке ч. 1 ст. 274 ГК РФ, а также что у ПАО "МРСК Сибири" отсутствует возможность установления сервитута, подлежит отклонению.
Действующее законодательство, в том числе статья 274 ГК РФ, направленная на защиту прав лица, не являющегося собственником участка, в отношении которого испрашивается установление сервитута, рассматриваемая в системной взаимосвязи с иными положениями гражданского и земельного законодательства, предусматривает необходимые правовые механизмы для эффективной защиты прав собственников земельных участков.
Обращаясь с требованием об установлении сервитута, истец должен доказать необходимость установления сервитута и невозможность использования принадлежащей ему недвижимости без установления права ограниченного пользования чужим имуществом (статьи 9, 65 АПК РФ).
Заявитель не является лицом, которое осуществляет использование (огараниченное) земельного участка ООО "Партнер", с учетом того, что в соответствии с Правилами технологического присоединения лицом обязанным выполнить мероприятия по технологическому присоединению по Договору до границ земельного участка Заявителя является ПАО "МРСК Сибири", то у Заявителя отсутствуют основания для обращения в суд о понуждении к установлению сервитута.
Из материалов заявления следует, что ПАО "МРСК Сибири" попыталось урегулировать отношения путем установления сервитута, но потом изменило позицию и возложило данную обязанность на Заявителя, для которого урегулирование правоотношений с ООО "Партнер" по установлению сервитута, в том числе совершение действий по судебному понуждению, является существенным обременением и нарушает п. 19 Правил технологического присоединения.
В связи с изложенным в бездействии ПАО "МРСК Сибири" усматриваются признаки нарушения пп. "б" п. 16, п. 19 Правил технологического присоединения.
Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения установлена ст. 9.21 КоАП РФ.
Ранее ПАО "МРСК Сибири" было привлечено к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения (Постановление по делу 526/03-АДМ-2018 от 12.04.2019, вступившее в законную силу 23.08.2019, дело N А27-10912/2019).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо было подвергнуто административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ПАО "МРСК Сибири" признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, энектрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче э ектрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Указанные материалы являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Возбудить дело N 042/04/9.21-779/2020 в отношении Публичного акционерного общества "МРСК Сибири" (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/24601001, дата регистрации юридического лица 04.07.2005) в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" (650099, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 11) дело признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), выразившихся в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств жилого дома, находящегося по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Таргай, кадастровый номер земельного участка 42:09:1006001:1096 в соответствии с частью 1 статьи 28.1 далее - КоАП
2. Провести административное расследование.
3. Процедура составления и подписания Протокола по делу об административном правонарушении N 042/04/9.21-779/2020 состоится 17.06.2020 в 11 ч. 00 м. по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 305.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Дополнительно сообщаем, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Кемеровское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (образец расписки о согласии прилагается), а также принять одно из следующих решений:
Направление ходатайства о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети "Интернет".
Для участия в рассмотрении дела дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, Вам необходимо заранее (за 3 рабочих дня до заседания) заявить соответствующее ходатайство с указанием данных IT-специалиста вашей организации (номер телефона, адрес электронной почты) и получить гиперссылку для подключения видеоконференцсвязи.
При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.
Обращаем Ваше внимание, с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, дистанционный способ заседания Комиссии по рассмотрению дела является ПРИОРИТЕТНЫМ.
Обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время с учетом части 2 Распоряжения губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11.05.2020 года N 62-рг "О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" гражданам, находящимся на территории Кемеровской области - Кузбасса, соблюдать масочный режим, соответственно в Кемеровское УФАС России будут допущены лица, имеющие защитные маски.
Кемеровское УФАС России рекомендует на заседание Комиссии по рассмотрению дела направлять не более одного представителя с обеспечением его защитной маской и перчатками.
Направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.
Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.
<_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 26 мая 2020 г. N 042/04/9.21-779/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.05.2020