Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Чирова Л.А. |
Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Толстова А.А. |
Ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок; |
на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Маракасова Ю.В. (доверенность от 01.01.2020 N02-20/ЭС);
Участника закупки: Мусиенко И.П. (доверенность от 27.05.2020)
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2020 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение АО "Энергосети АОЭК" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Проворове Владимире Сергеевиче (ИНН 290119903806) в реестр недобросовестных поставщиков.
Содержание обращения:
Согласно обращению Заказчика, участник открытого запроса ценовых предложений на право заключения договора на выполнение работ по расчистке трасс ВЛ-10 кВ от древесно-кустарниковой растительности (извещение N32009000699) уклонился от заключения договора.
Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" рассмотрела обращение о включении сведений об ИП Проворове Владимире Сергеевиче в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ "О закупках" в АО "Энергосети АОЭК" принято Положение "О порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО "Энергосети АОЭК", утвержденное на заседании Совета директоров Протоколом N 13/18 от 26.12.2018 (далее - Положение о закупках).
18.03.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 32009000699 и документация о проведении открытого запроса ценовых предложений на право заключения договора на выполнение работ по расчистке трасс ВЛ-10 кВ от древесно-кустарниковой растительности (далее - закупочная документация).
Начальная (максимальная) цена договора: 3 701 520,31 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов от 27.03.2020 было подано две заявки, победителем признан ИП Проворов В.С. с ценой договора 2 955 000,00 руб. Вышеуказанный протокол размещен на официальном сайте 27.03.2020.
Согласно абзацу 5 пункта 28 закупочной документации в течении 10 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, определяющего победителя закупки, победитель запроса ценовых предложений обязан подписать проект договора и представить два экземпляра проекта договора, подписанного победителем, заказчику. Одновременно с договором победитель обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения договора в размере, который предусмотрен документацией.
Согласно абзацу 6 пункта 28 закупочной документации, в случае если победителем запроса ценовых предложений не исполнены требования настоящего пункта документации, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора.
09.04.2020 в адрес победителя заказчиком направлено письмо (исх.N181) о предоставлении подписанного договора.
Письмом от 14.04.2020 (исх.N046) ИП Проворов В.С. отказался от подписания договора, сославшись на Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и Указ Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 N28-у, тем самым уклонился от заключения договора.
В соответствии с протоколом об отказе от заключения договора от 17.04.2020 Заказчиком принято решение о заключении договора с участником запроса ценовых предложений, занявшим второе место - ИП Чудиновым А.В.
В своих объяснениях от 25.05.2020 N069 ИП Проворов В.С. пояснил следующее: к работам необходимо было приступить в период режима повышенной готовности, когда дни с 30.03.2020 по 08.05.2020 были объявлены нерабочими. В целях предотвращения неблагоприятных экономических последствий для Заказчика направил соответствующее заявление об отказе от подписания контракта, поскольку в силу объективных обстоятельств не мог приступить к работам.
На основании части 2 статьи 5 Закона закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков".
Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.
Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения контракта, связанных с эффективным использованием бюджетных средств и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.
С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП Проворова В.С. недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя запроса ценовых предложений в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно письму от 18 марта 2020 г. NИА/21684/20, в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), ФАС России сообщает, что указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу о том, что в данном случае действия ИП Проворова В.С. нельзя квалифицировать как недобросовестное уклонение от заключения договора, поскольку в его поведении отсутствуют признаки недобросовестности.
Таким образом, сведения об ИП Проворове В.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Правил ведения реестра, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,
ЗАКЛЮЧИЛА:
Основания для включения сведений об ИП Проворове В.С. в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, отсутствуют.
Председатель комиссии |
|
И.Ю. Короткова
|
Члены комиссии |
|
Л.А. Чирова |
|
|
А.А. Толстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 мая 2020 г. N 2РНП-2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.05.2020