Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Балтийский завод" (далее - Организатор торгов) и ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.04.2020 вх. NN 15263-ИП/20, 15298-ЭП/20) ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" на действия Организатора торгов АО "Балтийский завод" и его закупочной комиссии (далее - Закупочная комиссия) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку труб бесшовных нержавеющих для заказов 05709, 05712 (извещение N 32009007412), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009007412 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку труб бесшовных нержавеющих для заказов 05709, 05712 (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Балтийский завод" (далее - Положение о закупках) в редакции от 26.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
21 737 219,12 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
19.03.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
07.04.2020 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
16.04.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Косая линия д. 16 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" от участия в процедуре Закупки.
Также Заявитель обжалует непредставление со стороны Организатора торгов разъяснений положений Документации на направленный ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" запрос в нарушение условий Положения о закупках, Документации и ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Балтийский завод" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/13828/20 от 07.05.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/13828/20 от 07.05.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о необоснованном отклонении заявки ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" от участия в процедуре Закупки:
В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии N 148/1/3 от 21.04.2020 заявка ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" (идентификационный номер участника: N 48974) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "(на основании пп. г) п. 3.6.7 документации по проведению закупки: несоответствие заявки требованиям приложения N 1 к закупочной документации "Техническое задание"".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 2.3.1 Документации, требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в пункте 7 документации "Проект договора"; пункте 6 документации "Техническое задание".
Пунктом 2.3.6 Документации установлено, что при описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
Согласно п. 2.3.7 Документации участник должен указать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, установленные в техническом задании документации.
В соответствии с п. 2.5.1 Документации подача заявки означает, что участник процедуры закупки изучил Положение о закупках, документацию о закупке (включая все приложения), а также изменения и разъяснения к ней, и безоговорочно согласен с условиями участия в закупке, содержащимися в извещении и документации.
На основании пп.пп. 2, 5 п. 2.6.1.2 Документации заявка на участие в запросе предложений должна содержать всю указанную заказчиком в закупочной документации информацию, в том числе предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, наименование страны происхождения продукции и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции, а именно:
Техническое предложение, составленное по форме 2 (далее - Форма N 2), в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации (подраздел 8.2), с указанием номера и названия каждого лота, на который подается заявка. Форма заполняется и подается по каждому лоту отдельно.
иные документы, требование о предоставлении которых установлено в пункте 5.1.15 Документации.
Согласно пп. 2 п. 5.1.15 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) участник должен включить в состав заявки документы, содержащие предложение участника о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции, перечисленные в пункте 2.6.1.2 Документации.
Пунктом 3 приложения N 1 к Документации (далее - Техническое задание) установлены требования к предмету Закупки.
Позиции N 8 таблицы N 1, представленной в п. 3 Технического задания, соответствует товар "Трубы тонкостенные бесшовные холодно и теплодеформированные из коррозионностойкой стали термообработанные обычной точности изготовления по диаметру и толщине. Т.т.и сортамент по ГОСТ 9941-81. 102х5х6000 08Х18Н10Т ГОСТ 5632-2014".
При этом согласно п. 3 Технического задания и п. 5.1.17 Информационной карты предложение аналогов (или эквивалента) не допускается. Использование аналога (или эквивалента) не применяется в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
На основании пп. "г" п. 3.6.7 Документации при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений участник процедуры закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в запросе предложений в случае несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям закупочной документации.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" в п. 8 технического предложения (Форма N 2), представленного в составе заявки, предложил иной товар по другому ГОСТ, не соответствующий требованиям позиции N 8 таблицы N 1, представленной в п. 3 Технического задания, а именно: "трубы тонкостенные бесшовные горячедеформированные из коррозионностойкой стали по ГОСТ 9940-81", вследствие чего заявка ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" в составе заявки на участие в Закупке представил Форму N 2, в которой предложил к поставке товар, не соответствующий требованиям позиции N 8 таблицы N 1, представленной в п. 3 Технического задания, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" от участия в процедуре Закупки согласно пп. "г" п. 3.6.7 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" от участия в процедуре Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о непредставлении со стороны Организатора торгов разъяснений положений Документации на направленный ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" запрос в нарушение условий Положения о закупках, Документации и ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ:
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Как следует из ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Согласно п. 3.1.10 Положения о закупках (Порядок проведения открытого запроса предложений в электронной форме) любой участник закупки вправе направить заказчику (организатору закупки) с использованием АСТ ГОЗ запрос о даче разъяснений положений закупочной документации. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления указанного запроса организатор закупки направляет в форме электронного документа с использованием АСТ ГОЗ разъяснения положений закупочной документации, если указанный запрос поступил заказчику (организатору закупки) не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.
Заявитель в жалобе указывает на то, что 27.03.2020 в 15:22 (МСК) со стороны ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" был направлен запрос о даче разъяснений положений Документации, вместе с тем ответ на направленный запрос Организатором торгов размещен не был.
Представитель Организатора торгов отметила, что Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" введены запретительные/ограничительные меры, а именно: установление нерабочих дней в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 для отраслей, не связанных с обслуживанием населения (Письмо Минтруда России от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 "О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206"), которые объективно не могли быть предвидены Организатором торгов и имеют при данных условиях чрезвычайный и непредотвратимый характер. Соответственно, 27.03.2020 в 15:50 закончился последний рабочий день на АО "Балтийский завод" перед введением в Российской Федерации режима самоизоляции.
Представитель Организатора торгов также отметила, что согласно извещению о проведении процедуры Закупки срок окончания подачи заявок был установлен до 07.04.2020 12:00 (МСК). Таким образом, последний день для направления участниками процедуры Закупки запросов на разъяснение положений Документации был 26.03.2020 до 12:00 (МСК), так как дата окончания предоставления разъяснений рассчитывается путем вычета трех рабочих дней от даты окончания приема заявок, то есть с учетом условий ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации является четвертым рабочим днем до дня окончания подачи заявок, а рабочими днями с учетом разъяснений ФАС России от 05.04.2020 N МЕ/28054/20 являлись 26.03.2020, 27.03.2020, 06.04.2020, 07.04.2020.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в соответствии с условиями ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ Организатор торгов вправе не отвечать на запрос разъяснений положений Документации, направленный после 26.03.2020 12:00. Более того, согласно уведомлению о внесении изменений N 1 от 27.03.2020, размещенному в ЕИС от 27.03.2020 в 11:35, была установлена дата окончания предоставления разъяснений Документации, а именно: 27.03.2020. Иными словами, Заявитель, направляя запрос на разъяснение положений Документации в день окончания предоставления указанных разъяснений, знал, что его запрос направляется за пределами срока, установленного Законом N 223-ФЗ, и что Организатор торгов вправе не отвечать на такой запрос.
Кроме того, представитель Организатора торгов отметила, что в связи с тем, что АО "Балтийский завод" является одним из ведущих судостроительных предприятий России, стратегической организацией оборонно-промышленного комплекса и включено в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р, настройка возможности удаленного доступа и организация проведения закупочной деятельности в заочной форме заняли определенное количество времени. Закупочная деятельность начала функционировать с 13.04.2020. Соответственно, когда Организатор торгов получил возможность доступа к системе, тогда и запрос разъяснений был отмечен как утративший актуальность, так как отвечать на запросы после окончания срока подачи заявок Организатор торгов не имел возможности.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что с учетом установленного Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" периода нерабочих дней, а также с учетом разъяснений ФАС России от 05.04.2020 N МЕ/28054/20, предусматривающих необходимость осуществления деятельности операторов электронных площадок по обеспечению проведения Закупок в обычном рабочем режиме, запрос ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" на разъяснение положений Документации от 27.03.2020 был направлен позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, вследствие чего Организатор торгов был вправе не отвечать на указанный запрос в соответствии с условиями ч. 3 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ и п. 3.1.10 Положения о закупках. При этом доступ к направленному Заявителем запросу от 27.03.2020 появился у Организатора торгов только после окончания установленного Документацией срока подачи заявок на участие в Закупке.
Исходя из изложенного, во второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 29.04.2020 вх. NN 15263-ИП/20, 15298-ЭП/20) ООО "Трубная Компания "САНЕСТА-МЕТАЛЛ" на действия Организатора торгов АО "Балтийский завод" (ИНН: 7830001910, ОГРН: 1027800509000) и его Закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку труб бесшовных нержавеющих для заказов 05709, 05712 (извещение N 32009007412) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2020