Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГАОУ ВО "ГУАП" (далее - Организатор торгов) и СПб ГБУЗ "ПНД N5" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.04.2020 вх. N 12061-ЭП/20) СПб ГБУЗ "ПНД N5" на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО "ГУАП" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение предварительных, периодических, психиатрических медицинских осмотров работников ГУАП (извещение N 32009041980), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 марта 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009041980 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение предварительных, периодических, психиатрических медицинских осмотров работников ГУАП (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО "ГУАП" (далее - Положение о закупках) в редакции от 13.01.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 800 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
27.03.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
13.04.2020 в 14:30 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
14.04.2020 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, ул. Большая Морская д. 67 лит. А ауд. 12-21 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном включении в предмет проводимой процедуры Закупки таких услуг, как "обязательное психиатрическое освидетельствование" и "предварительные и периодические медицинские осмотры".
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГАОУ ВО "ГУАП" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу СПб ГБУЗ "ПНД N5" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/11848/20 от 20.04.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/11848/20 от 20.04.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с п. 6.1 раздела 2 Документации участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Как следует из п. 1.1 раздела 2 Документации, участник конкурса должен соответствовать следующим единым требованиям:
1.1.1 соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
Наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности со следующими видами работ:
медицинские осмотры (предварительные, периодические);
психиатрическое освидетельствование;
психиатрия;
неврология;
психиатрия-наркология.
Данное требование установлено на основании пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1 части 1 статьи 15, частей 10, 17 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"
Согласно пп. 5 п. 5.1.3 раздела 2 Документации участник в составе заявки на участие в Закупке должен представить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности со следующими видами работ: "медицинские осмотры (предварительные, периодические)"; "психиатрическое освидетельствование"; "психиатрия"; "неврология"; "психиатрия-наркология".
На основании п. 1 ч. 2 приложения N 1 к Документации (далее - Техническое задание) целью данной закупки является выяснение отсутствия у работника медицинских противопоказаний к поручаемой ему работе, поддержание здоровья сотрудников с целью достижения наиболее высокой производительности труда и сокращения потерь рабочего времени, предупреждение несчастных случаев на производстве, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний работников и обучающихся ГУАП, перед началом производственной практики на предприятиях в учреждениях и организациях, работники которых подлежат обязательным медицинским психиатрическим освидетельствованиям.
Пунктом 1 части 6 Технического задания установлено, что предметом закупки открытого конкурса является право заключения договора на проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований сотрудников ГУАП, в том числе занятых на вредных работах, на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, профессиональное гигиеническое обучение с аттестацией, оформление и продление личных медицинских книжек, психиатрическое освидетельствование работников, медицинские осмотры работников, работающих со сведениями, составляющими государственную тайну (со-гласно Федеральному закону от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.48), приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 N989н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну", Трудовому кодексу Российской Федерации, приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" и постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N377н "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
В соответствии с п. 2 ч. 6 Технического задания количество осмотров - 2300, из них:
2.1 Осмотры по приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N302н - 1980 обследований сотрудников
женщины (до 40 лет) - 400 человек,
женщины (старше 40 лет) - 680 человек,
мужчины - 900 человек.
2.2 Осмотры работников ГУАП, работающими со сведениями, составляющими государственную тайну (закон Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне") - 20 обследований.
2.3 Психиатрические освидетельствования по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N377н - 300 освидетельствований.
Пунктом 3 части 6 Технического задания установлены требования к качеству оказания услуг, в том числе:
3.1 Оказать услуги в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
3.2 Наличие у исполнителя действующей на весь период исполнения контракта лицензии на осуществление медицинской деятельности со следующими видами работ: "медицинские осмотры (предварительные, периодические)"; "психиатрическое освидетельствование"; "психиатрия"; "неврология"; "психиатрия-наркология".
Исходя из доводов, представленных в жалобе СПб ГБУЗ "ПНД N5", Заявитель полагает, что заявленные Организатором торгов услуги "обязательное психиатрическое освидетельствование" и "предварительные и периодические медицинские осмотры" не могут быть объединены в предмет одной закупки (один лот), так как основаны на разных законных, нормативных и распорядительных актах, являются качественно разными услугами и с исполнителями услуг, принадлежащими к разным рынкам услуг. По мнению Заявителя, участие в данной Закупке ограничено как для участников, уполномоченных на организацию проведения обязательного психиатрического освидетельствования органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и не имеющим права на поведение предварительных и периодических медицинских осмотров, так и для участников с разрешенным им видом деятельности "предварительные и периодические медицинские осмотры", и не имеющим полномочий от органов государственной власти на проведение обязательного психиатрического освидетельствования.
Психиатрическое освидетельствование работника проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" (далее - Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N695), частью 4 которого установлено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее - комиссия).
Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N695 освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных перечнем.
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N502н) частью 4.5. установлено: врачебная комиссия осуществляет следующие функции по проведению экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников.
В соответствии с частью 5 раздела III Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N502н врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.
Частью 3 "Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности" (Приложение N1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ") установлено: экспертиза профессиональной пригодности проводится в медицинской организации или структурном подразделении медицинской организации либо иной организации независимо от организационно-правовой формы, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе профессиональной пригодности.
На основании части 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н) предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Пунктом 38 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н установлено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Представитель Организатора торгов пояснила, что обязанность направить работника для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, возникает только в случае выявления лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний. Соответственно, услуги по проведению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников и обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников и психиатрического освидетельствования правомерно объединены Организатором торгов в предмет Закупки.
Частью 6.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н установлено, что при проведении предварительного или периодического осмотра могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденные медицинскими документами работника, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований и иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотров, диспансеризации, иных медицинских осмотров.
Представитель Организатора торгов отметила, что, таким образом, довод Заявителя о том, что психиатрическое освидетельствование должно проводиться иной организацией, является несостоятельным.
Деятельность по проведению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников и обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, и психиатрического освидетельствования - являются лицензируемыми видами деятельности.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ установлено лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Представитель Организатора торгов пояснила, что, лицензии на выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом Закупки, выдаются исполнителям в рамках единых нормативных документов. Все виды услуг, являющихся предметом Закупки, перечислены в одном нормативном документе (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291), таким образом, довод Заявителя о том, что участие в данной Закупке ограничено как для участников, уполномоченных на организацию проведения обязательного психиатрического освидетельствования органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и не имеющим права на поведение предварительных и периодических медицинских осмотров, так и для участников с разрешенным им видом деятельности "предварительные и периодические медицинские осмотры", и не имеющим полномочий от органов государственной власти на проведение обязательного психиатрического освидетельствования, является несостоятельным, так как для участия в Закупке участнику необходимо иметь соответствующие лицензии.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией предусмотрена возможность участия в Закупке нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры, либо нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры, в том числе нескольких индивидуальных предпринимателей (далее-лица, лицо), выступающих на стороне одного участника процедуры - коллективного участника.
Статьей 212 (абз. 13) Трудового кодекса Российской Федерации установлено: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Представитель Организатора торгов пояснила, что при закупке услуг по проведению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников и обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников и психиатрического освидетельствования разными лотами нарушается принцип эффективного расходования денежных средств. Закупка комплекса необходимых медицинских услуг в объеме технического задания позволяет значительно снизить общие затраты, так как в этом случае все анализы и обследования проводятся в день обращения в одном медицинском центре без необходимости повторного посещения по утвержденному и согласованному сторонами графику. Заключая один договор, а не несколько отдельных на каждый вид осмотров (обследований), заказчик тем самым обеспечивает оперативное исполнение услуг по договору (быстрое и оперативное обследование вновь нанятого персонала), а также уменьшает начальную (максимальную) цену договора (снижаются расходы на фонд оплаты труда, сокращаются транспортные расходы). Все это позволяет минимизировать временные материальные затраты с обеспечением непрерывности производственно-технологических циклов.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности включения Организатором торгов в предмет проводимой процедуры Закупки таких услуг, как "обязательное психиатрическое освидетельствование" и "предварительные и периодические медицинские осмотры", указанных в Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 10.04.2020 вх. N 12061-ЭП/20) СПб ГБУЗ "ПНД N5" на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО "ГУАП" (ИНН: 7812003110, ОГРН: 1027810232680) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение предварительных, периодических, психиатрических медицинских осмотров работников ГУАП (извещение N 32009041980) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.05.2020