Решение изготовлено в полном объеме "29" апреля 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В.,
члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
рассмотрев дело N 076/05/28-8/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО "ПРС "Борт76" по доверенности от 11.03.2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Ваш финансовый помощник", ПО "ПО-НР", ИП , АО "Ярославское АТП", привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Дело возбуждено по признакам нарушения части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28, пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Рассмотрев материалы дела, представленные документы и пояснения сторон, заслушав представителя ООО "ПРС "Борт76", Комиссия пришла к следующим выводам.
Ярославским УФАС России 14 ноября 2019 года установлен факт размещения рекламы следующего содержания: "Ваш финансовый помощник Первый в России финансовый супермаркет ул. Свободы, д. 14. Сбережения 14,5 % v-f-p.ru 8-800-707-74-99" на маршрутном такси с государственным регистрационным знаком О290АО 76.
Согласно материалам дела указанная реклама в период времени с 14.05.2019 по 02.09.2019 размещалась также на транспортном средстве (маршрутном такси) с государственным регистрационным знаком М586ТО 76.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к финансовым услугам по приему сбережений под проценты, формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рассматриваемой рекламе крупным шрифтом отображено только коммерческое обозначение, адрес местонахождения организации, процентная ставка по услугам, условия же предоставления услуг, наименование организации представлены в рекламе мелким, трудным для восприятия шрифтом, хотя данные сведения являются существенными и оказывают влияние на выбор потребителя финансовых услуг, что является нарушением части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом- конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
Рассматриваемая реклама содержит утверждение "...первый в России финансовый супермаркет..." без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, что создает впечатление о превосходстве организации "Ваш финансовый помощник". Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "о рекламе".
Ярославским УФАС России был направлен запрос в АО "РСИЦ" (исх. N 10940/04-01 от 06.12.19) о предоставлении информации об администраторе доменного имени v-f-p.ru. В ответ на запрос Ярославского УФАС России АО "РСИЦ" представил информацию (вх. N 13093 от 30.12.2019) о том, что заказчиком услуги хостинга с идентификатором "v-f-p.ru" является ООО "Ваш финансовый помощник".
Представитель ООО "ВФП" пояснил, что данной организацией 25 апреля 2019 года заключен договор с ООО "Борт 76" N 142-1905 на изготовление и размещение рекламы. В соответствии с данным договором (приложение - спецификация N 1) период изготовления и размещения рекламы с 14 мая 2019 года по 31 августа 2019 года. Следовательно, зафиксированный 14 ноября 2019 года факт размещения рекламы, по мнению ООО "ВФП", не доказывает размещение данной рекламы от имени и по поручению ООО "ВФП".
Копия указанного договора представлена в материалы дела.
Кроме того, ООО "ВФП" не является кредитной организацией и не оказывает услуги по предоставлению кредитов.
Также представитель ООО "ВФП" сообщил, что по результатам исследования маркетингового агентства компания ООО "ВФП" является лидером среди участников рынка финансовых супермаркетов. В подтверждение представлена копия материалов исследования.
Кроме того, ООО "ВФП" осуществляет рекламную компанию по поручению ПО "ПО-НР" на основании заключенного договора. Все рекламируемые услуги оказывает непосредственно ПО "ПО-НР".
В материалы дела представлена копия договора оказания рекламных услуг N 1 от 27.03.2018 г., заключенного между ООО "ВФП" (Исполнитель) и ПО "ПО-НР" (Заказчик).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ООО "ВФП" (Исполнитель) обязуется на основании заявок ПО "ПО-НР" (Заказчика) оказывать Заказчику рекламные услуги, а Заказчик обязуется принять и оплатить их в порядке, установленном настоящим договором.
Кроме того, в материалы дела представлен макет рассматриваемой рекламы, согласованный для размещения ПО "ПО-НР".
Довод ООО "ВФП" о том, по результатам исследования маркетингового агентства компания ООО "ВФП" является лидером среди участников рынка финансовых супермаркетов, по мнению Комиссии, не свидетельствует об отсутствии нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку непосредственно в рекламе не указано, по какому критерию данный финансовый супермаркет является первым.
В частности, в самом представленном в материалы дела исследовании указано, что ООО "ВФП" является лидером (занимает первое место) среди участников рынка финансовых супермаркетов по присутствию в регионах и освоению офлайн-сектора.
Данная информация в рекламе не указана, что также свидетельствует о нарушении в данном случае пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В рассматриваемой рекламе в связи с указанием мелким, трудным для восприятия шрифтом условий оказания услуг также усматривались признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе", согласно которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "ВФП" не является кредитной организацией, и в данном случае рекламируются услуги по приему сбережений под проценты, а не услуги выдачи кредитов или займов, то Комиссией в данном случае не установлено нарушения части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
ООО "ПРС "Борт 76" представлены письменные пояснения (вх. N 2610 от 10.03.2020), в которых указано, что в рекламной кампании было задействовано два транспортных средства с государственными регистрационными номерами О290АО76 и М586ТО76.
Макет размещения был представлен ООО "ВФП" и согласован сторонами для размещения в рамках договора N 142-1905 от 25.04.2019 г. и приложения N 1 к данному договору.
По окончанию рекламной кампании заказчика ООО "ВФП" рекламное изображение было демонтировано 02.09.2019 г. с транспортного средства с номером М586ТО76. Демонтаж рекламы с транспортного средства с номером О290АО76 был невозможен по причине нахождения машины на ремонте, что подтверждается справкой транспортного предприятия. После выхода транспортного средства из ремонта, был произведен демонтаж рекламы 18.11.2019 г.
В материалы дела представлены копии договора N 142-1905 от 25.04.2019 г. и приложения N 1 к данному договору, актов выполненных работ N 51406, 61302, 71301, 81301, 81306, платежных поручений N 1283, 1744, 1978, 2322, справки транспортного предприятия, фотофиксации с подтверждением демонтажа рассматриваемой рекламы.
Кроме того, ООО "ПРС "Борт 76" в материалы дела представлены копии договоров N 177 от 13.05.2019 года, N 78 от 01.02.2016 года на размещение рассматриваемой рекламы, заключенные с владельцами транспортных средств - ИП и ГП ЯО "Ярославское АТП" (29.04.2019 реорганизовано в АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП").
Также ООО "ПРС "Борт 76" представлены письменные пояснения (вх. N 4325 от 15.04.2020), в которых указано, что оплата по договору N 177 от 13.05.2020 г., заключенному с ИП не производилась, так как стороны договорились об отсрочке платежа на один год.
К указанным пояснениям представлены копии акта выполненных работ по договору N 177 от 13.05.2020 г., подписанного ИП , а также копии платежных поручений и акта выполненных работ по договору N 78 от 01.02.2016 г., подписанных АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП".
ИП представлены письменные пояснения (вх. N 4319 от 15.04.2020), в которых указано, что договором N 177 от 13.05.2020 г. не предусмотрено согласование макетов для размещения, в связи с чем, ИП полагает, что ответственность за размещение рекламы полностью лежит на ООО "ПРС "Борт 76".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ИП подписан акт выполненных работ договору N 177 от 13.05.2020 г., с указанием, что претензий по качеству и срокам выполнения работ ИП не имеет, что свидетельствует о принятии услуг по размещению рекламы в полном объеме.
АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП" в материалы дела не представлено документов и письменных пояснений по факту распространения рассматриваемой рекламы.
Кроме того, Комиссией установлено, что АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП" услуги по размещению рассматриваемой рекламы приняты и оплачены в полном объеме, о чем свидетельствуют копии платежных поручений и акта выполненных работ по договору N 78 от 01.02.2016 г., подписанных АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП".
Комиссией также установлено, что договорами N 177 от 13.05.2019 года, N 78 от 01.02.2016 года на размещение рассматриваемой рекламы, заключенными ООО "ПРС "Борт 76" с владельцами транспортных средств - ИП и ГП ЯО "Ярославское АТП" предоставляется ООО "ПРС "Борт 76" только права на размещение рекламных материалов на данных транспортных средствах, но не передаются права на сами транспортные средства полностью.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 данного закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение части 7 статьи 5, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель является лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
На основании изложенного, в соответствии с пунктами 5,6, 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПО "ПО-НР", рекламопроизводителем является ООО "ПРС "Борт 76", а рекламораспространителями являются ИП и АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП".
Следовательно, ПО "ПО-НР" как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 7 статьи 5, пункта 4 части 2 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", ООО "ПРС "Борт 76" как рекламопроизводитель нарушило требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а ИП и АО "ЯРОСЛАВСКОЕ АТП" как рекламораспространители нарушили требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 4 части 2 статьи 5 "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ООО "ПРС "Борт76" представлены доказательства демонтажа рассматриваемой рекламы в материалы дела, Комиссия не усматривает целесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Ваш финансовый помощник Первый в России финансовый супермаркет ул. Свободы, д. 14. Сбережения 14,5 % v-f-p.ru 8-800-707-74-99", размещенную на маршрутных такси с государственными регистрационными знаками О290АО 76, М586ТО76, поскольку в данном случае нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е. В. Гудкевич
Члены Комиссии: С.Д. Солодяшкина
А. В. Семенюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 апреля 2020 г. N 076/05/28-8/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.04.2020