Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>., заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
<...>., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>.,специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
Посредством видеоконференции, в присутствиипредставителя <...>. - <...>. (по доверенности), представителя Кобелева А.Ю. - <...>(предъявлен паспорт),
рассмотрев жалобу <...> (далее - заявитель) (вх. N 006273) на действия арбитражного управляющего Кобелева А.Ю. (далее - организатор торгов) при организации и проведения публичного предложения по реализации имущества должника Лот N2. 1) Земельный участок, общая площадь 84 760 кв.м., адрес: г.Пермь, ул. Промышленная. Кад. N 59:01:0000000:77528. 2) 6682/35964 в праве общей долевой собственности на дорогу бетонную, пл.35 963,5 кв.м. (лит. VI), адрес: г.Пермь, ул.Промышленная, 110. Кад. N 59:01:4716037:262. (идентификационный номер сообщения на сайте ЕФРСБ N 3544542),
УСТАНОВИЛА:
14.04.2020 в Пермское УФАС России поступилажалобазаявителя на действия организатора торгов в лице конкурсного управляющего,в которой указано на неправомерное не приостановление торгов на период введенных Указами Президента РФнерабочих дней. В тексте жалобы также указано, что в период самоизоляции у заявителя отсутствует возможность ознакомления с имуществом.
Организатор с доводами жалобы не согласен, представил возражения, а также необходимые для рассмотрения жалобы документы.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа отнесено, в том числе рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Обязательность проведения торгов по продаже имущества должника установлена статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Из системного толкования указанных выше норм следует, что продажа имущества должника осуществляется в обязательном порядке путем проведения торгов, следовательно, антимонопольный орган, согласно положениям статей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, компетентен рассматривать жалобы на нарушения, допущенные при проведении таких торгов. Данная позиция подтверждается судебной практикой (дела N А78-4877/2012, А27-8217/2012, А55-9783/2012, А60-14102/2013, А65-5818/2013, А23-591/2013, А19-5627/2013, А12-4550/2013), а также Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 г. N 17974/13.
Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника (ч. 9 ст. 110 Закона о банкротстве).
В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений.В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также - ЕФРСБ) без опубликования в официальном издании (ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве).
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий (ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).
Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола. Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).
Согласно ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.
К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:
выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.
При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.
Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.
Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.
Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.
Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются: наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов; предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия; результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов; наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия); наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов; обоснование принятого организатором торгов решения о признании участника торгов победителем (ч. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).
2.Решением Арбитражного суда Пермского края от "02" октября 2015 года по делу NА50-161/2015 ООО "Экросс" (614065.Г. Пермь, ул. Промышленная, 110А ОГРН 1105907001056, ИНН5907045500) признано банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства.Конкурсным управляющим ООО "Экросс" утвержден Кобелев Александр Юрьевич, член"Ассоциация "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражныхуправляющих "Единство".
Определением Арбитражного суда Пермского края от 09.09.2015 г. по делу NА50-161/2015требования ОАО "Россельхозбанк" в сумме 301 519 713,39 руб. основного долга, 34 008 619,85 руб.финансовых санкций включены в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Экросс", втом числе в сумме 176 375 446,04 руб. основного долга, 8 828 922,04 руб. финансовых санкций вкачестве требований, обеспеченных залогом имущества должника.
21.03.2020 г. объявление о торгах опубликовано в газете "Коммерсантъ" N59030230055/N51(6772)
07.04.2020 на 1 этапе поступило 3 заявки на участие в торгах по лоту N2:
1. от ИП Клюйков М.Ю с ценой предложения 8 451 000 рублей.
2. от Малофеева Е.В. с ценой предложения 7 874 500,00 рублей
3. от Мозолина А..А. с ценой предложения 7 874 000,00 рублей
Согласно Протокола подведения итогов в процедуре "Публичное предложение продавца N 5093957 от 13.04.2020 победителем торгов по продаже имущества ООО "Экросс" посредством публичного предложения по лоту N2 признан ИП Клюйков Михаила Юрьевича (ИНН 590802088508) с ценой предложения 8 451 000 рублей.
13.04.2020 г. на сайте ЭТП "Фабрикант" подведены итоги торгов.Проект договора купли продажи высланы в адрес победителя торгов 14.04.2020 г.По состоянию на 21.04.2020 г. договоры купли-продажи по лотам не заключены.
Указами Президента РФ от 25.03.2020 г. N 206 и от 02.04.2020 г. N 239, в рамках борьбы сраспространением коронавирусной инфекции COVID-19, объявлен режим нерабочих дней до 30.04.2020 г. включительно.
Согласно п. 5 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21.04.2020 г., нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239, не могут быть отнесены кнерабочим дням в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым традиционно понимаются выходные и нерабочие праздничные дни,определенные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданскихобязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целямуказанных Указов Президента Российской Федерации.
Кроме того, согласно разъяснениям ФАС России от 05.04.2020 г. "О работе операторовэлектронных площадок до 30 апреля", операторы электронных площадок продолжают своюработу до 30.04.2020 г. в обычном рабочем режиме.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о проведенииторгов должны быть опубликованы сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описаниепредприятия, порядок ознакомления с предприятием.
Абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что организаторторгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществомдолжника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, втом числе, путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанныхправоустанавливающих документов.
В извещении о проведении торгов опубликованном газете Коммерсант конкурснымуправляющим указано следующее: "Дополнительную информацию об имуществе и правилахпроведения торгов можно получить у организатора торгов по телефону:89024758481, е-mail:uts105@mail.ru"
В сообщении о проведении торгов опубликованном конкурсным управляющим наЕФРСБ указано: "Дополнительную информацию об имуществе и правилах проведения торговможно получить у организатора торгов по телефону:89024758481, е-mail: uts105@mail.ru"
Кроме этого, конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ N 1190087 от 15.07.2016 такжебыл опубликован текст отчета об оценке от N16-02-1.3, в котором содержится подробноеописание выставленного на торги имущества, копии документов с указанием нахарактеристики имущества и его особенности, также в отчете об оценке содержатсяфотоматериалы с подробным изображением выставленного на торги имущества.
Согласно письму Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих N 309 от11.04.2020 г., деятельность арбитражного управляющего является непрерывной, так как всоответствии с п. 3 ст. 58 Закона о банкротстве, даже приостановка производства по делу обанкротстве не является препятствием для осуществления арбитражным управляющимдействий, предусмотренных Законом о банкротстве.
Согласно п. 7 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного судаРФ 21.04.2020 г., если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признаетсянепредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную сдолжником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий,т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью инепредотвратимостью) является ее относительный характер.Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которыхзависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должниканеобходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерныедействия его представителей.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, операторэлектронной торговой площадки, организатор торгов в период нерабочих дней объявленныхтаковыми осуществляли деятельность по проведению торгов в обычном рабочем режиме, в связи с чем осуществляли обеспечение участия потенциальных заявителей в спорных торгах, атакже их ознакомление с имуществом, при этом, для потенциальных участников торгов в указанном случае не возниклообстоятельств непреодолимой силы, в связи с наступлением которых они не моги осуществитьознакомление с выставленным на торги имуществом, а также подать заявку на участие вторгах.
В материалах дела отсутствуют сведения об обращении заявителя жалобы к организатору торгов с заявлением об ознакомлении с имуществом, выставленным на торги.
Кроме этого <...> не подавал заявку на участие в спорных торгах. Убедительных доказательство невозможности подать заявку не представлено.
Исходя из изложенного, у организатора торгов отсутствует обязанность приостановления торгов в период введенных Указами Президента нерабочих дней.
Таким образом, в действиях организатора торгов отсутствуют нарушения абз. 3 п. 9 статьи 110 Закона о банкротстве, в связи с чем,доводы заявителя жалобы признаны Комиссией Пермского УФАС России необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу <...>. (далее - заявитель) (вх. N 006273) на действия арбитражного управляющего Кобелева А.Ю. (далее - организатор торгов) при организации и проведения публичного предложения по реализации имущества должника Лот N2. 1) Земельный участок, общая площадь 84 760 кв.м., адрес: г.Пермь, ул. Промышленная. Кад. N 59:01:0000000:77528. 2) 6682/35964 в праве общей долевой собственности на дорогу бетонную, пл.35 963,5 кв.м. (лит. VI), адрес: г.Пермь, ул.Промышленная, 110. Кад. N 59:01:4716037:262. (идентификационный номер сообщения на сайте ЕФРСБ N 3544542), необоснованной;
2.Предписание не выдавать.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 апреля 2020 г. N 059/10/18.1-468/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.04.2020