Председатель Комиссии Мордовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> - руководитель Управления, рассмотрев материалы о распространении на территории городского поселения Рузаевка Республики Мордовия с использованием рекламной конструкции, установленной при въезде в г.Рузаевка в придорожной полосе автодороги Саранск - Рузаевка (ориентир: при движении из Саранска в Рузаевку расположена слева, недалеко от территории АЗС "Рузаевка-с", находящейся слева), наружной рекламы "ПИВ&Ко Добродушный магазин г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6" с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛ:
В Мордовское УФАС России поступило электронное обращение гр.Ф. <...>, в котором сообщается о распространении на территории городского поселения Рузаевка Республики Мордовия наружной рекламы с адресом и наименованием магазина "ПИВ&Ко", специализирующегося на продаже алкогольной продукции, посредством которой, по мнению обратившегося лица, популяризируются пивные продукты при отсутствии предупреждающей надписи о вреде чрезмерного употребления алкоголя. В подтверждение сообщаемых сведений к обращению приложено фотоизображение распространяемой наружной рекламы.
На основании поступивших сведений о событии, свидетельствующем о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Мордовского УФАС России в г.Рузаевке произведен осмотр места установки рекламной конструкции с заявленной наружной рекламой (акт N1 осмотра территории от 29.01.2020), а также осмотр наружного оформления магазина "ПИВ&Ко" (акт N2 осмотра территории от 29.01.2020), которым установлено следующее:
1) на поверхности (сторона Б) рекламной конструкции, установленной на территории городского поселения Рузаевка (при въезде) в придорожной полосе автодороги Саранск - Рузаевка (ориентир: расположена слева при движении из Саранска в Рузаевку, недалеко от территории АЗС "Рузаевка-с", находящейся справа), нанесена текстовая информация "ПИВ&Ко Добродушный магазин г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6" на жёлто-белом фоне, напоминающем пенящийся напиток, при том, что составным элементом названия "ПИВ&Ко" является эмблема (графическое изображение в центре надписи) в виде мультипликационного образа улыбающегося человечка-бочонка в кепке, в одной руке держащего пивную кружку со знаком &, а другой рукой изображающего жест большим пальцем вверх;
2) в наружном оформлении магазина "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6) используются:
- на козырьке входной группы в магазин объемно-световая вывеска с названием "ПИВ&Ко", составным элементом которого является эмблема (графическое изображение в центре надписи) в виде мультипликационного образа улыбающегося человечка-бочонка в кепке, в одной руке держащего пивную кружку со знаком &, а другой рукой изображающего жест большим пальцем вверх;
- над витринным окном магазина (слева от входа) консоль с круглым коробом, на поверхности которого нанесена эмблема (графическое изображение), являющаяся составным элементом названия магазина;
- над витринным окном магазина (справа от входа) объемные элементы в виде трех кругов с графическими изображениями рыбы, пачки сигарет и пивной кружки, сопровождаемыми надписью "сеть магазинов";
- на остеклении входной двери нанесенная информация (прочитывается со стороны улицы) "часы работы 10.00-22.00 без перерыва и выходных дней ИП <...> Дата регистрации ОГРН 13.12.2018", "на себя".
Используемая в наружном оформлении магазина "ПИВ&Ко" информация служит целям идентификации объекта торговли и направлена на извещение неопределенного круга лиц о его наименовании, фактическом нахождении и обозначении места входа, а также о реализуемом товаре и режиме работы, тем самым носит справочно-информационный характер, поэтому такая информация, с учетом положений пунктов 3, 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе", не может быть признана рекламой.
Вместе с тем, размещенная с использованием рекламной конструкции информация, демонстрируемая вне места нахождения торговой организации, выделяет магазин "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6) и обращает к нему внимание неопределенного круга лиц при том, что акцентирование внимания к такому магазину происходит опосредованно через его наименование, явно ассоциирующееся у потребителей с возможностью приобрести в магазине конкретный товар - пиво ("пивко"), формирует и поддерживает интерес к такому магазину, специализирующемуся на реализации пива, тем самым способствует его продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы (пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результат интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является средство индивидуализации продавца со специализированной направленностью на реализацию пива - магазин "ПИВ&Ко", что явно следует из наименования магазина, в начертании которого к тому же присутствует такой элемент, как эмблема (графическое изображение в центре надписи) в виде мультипликационного образа улыбающегося человечка-бочонка в кепке, в одной руке держащего пивную кружку со знаком &, а другой рукой изображающего жест большим пальцем вверх, усиленное дизайном оформления наружной рекламы, выполненной на жёлто-белом фоне, напоминающем пенящийся напиток.
Поскольку из текста рассматриваемой наружной рекламы не следует, что в добродушном магазине "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6) реализуется безалкогольное пиво либо иные группы товаров, такая реклама является рекламой продавца пива, относящегося к алкогольной продукции, что следует из норм статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Статьей 21 Федерального закона "О рекламе" к рекламе алкогольной продукции установлены специальные требования и ограничения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться: с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Однако, вопреки законодательно установленному запрету, рассматриваемая наружная реклама продавца алкогольной продукции (пива), осуществляющего торговую деятельность в добродушном магазине "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6), распространяется с использованием рекламной конструкции.
В силу действия запрета на использование рекламной конструкции под размещение рекламы алкогольной продукции, равно как и её продавца, не имеет правового значения отсутствие в распространяемой рекламе предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, поскольку даже при наличии такового распространение рекламы алкоголя таким способом всё равно не допустима.
Следовательно, рассматриваемая наружная реклама "ПИВ&Ко Добродушный магазин г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6", размещенная на одной поверхности (сторона Б) рекламной конструкции, установленной на территории городского поселения Рузаевка (при въезде) в придорожной полосе автодороги Саранск - Рузаевка (ориентир: расположена слева при движении из Саранска в Рузаевку, недалеко от территории АЗС "Рузаевка-с", находящейся справа), распространяется с признаками нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В настоящее время рекламораспространитель не установлен.
Между тем, предпринимательскую деятельность в магазине "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6) осуществляет Индивидуальный предприниматель Шмелькова Л.В. <...>, в чьих интересах распространяется рассматриваемая наружная реклама, которую в данном случае следует признать рекламодателем.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 013/05/21-87/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
заявитель - Ф. (адрес (место регистрации): 431460, Республика Мордовия, г. Рузаевка);
заинтересованное лицо - Индивидуальный предприниматель <...>.
3. Назначить дело N 013/05/21-87/2020 к рассмотрению на 04 марта 2020 года, на 12.00 часов по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, проспект Ленина, 14, 2 этаж, каб.3 (конференц-зал), контактный телефон: <...>; контактное лицо: <...>; электронная почта: <...>.
4. Индивидуальному предпринимателю <...> представить в срок до 03 марта 2020 года следующие документы и сведения:
1) копии документов (договор, текст (макет) рекламы, согласованный сторонами по договору, акт сдачи-приема услуг, счет-фактура, платежные документы на оплату услуг и другие), на основании которых ИП <...> осуществила заказ на размещение и распространение рассматриваемой наружной рекламы;
2) сведения (в письменном виде) о периоде, в течение которого на выше обозначенной рекламной конструкции размещается реклама магазина "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6);
3) сведения (в письменном виде) об адресном размещении аналогичной рекламы магазина "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6) иными способами и с помощью иных средств (печатные, электронные СМИ, и др.) с приложением подтверждающих документов. В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;
4) копии документов (свидетельство о праве собственности, договор аренды, и др.), на основании которых ИП <...> владеет, пользуется, распоряжается помещением по адресу, указанному в наружной рекламе (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6). В случае, если такие документы отсутствуют, необходимо представить письменные мотивированные пояснения по данным обстоятельствам;
5) копии документов (договор, соглашение и др.), на основании которых ИП <...> наделена правом использовать комплекс исключительных прав на товарный знак "ПИВ&Ко", с приложением всех материалов, являющихся неотъемлемой частью таких документов по франшизе (в т.ч. распечатки с электронных файлов);
6) прейскурант продукции (полный ассортиментный перечень, в том числе пива), реализуемой в магазине "ПИВ&Ко" (г.Рузаевка, ул. бульвар Горшкова, д.6), который актуален на дату предоставления такой информации;
7) копию журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2019 год, за январь-февраль 2020 года;
8) копию (распечатку) декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2019 год;
9) копии учредительно-регистрационных документов (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, лицензия на право реализации алкогольной продукции, и др.), на основании которых ИП <...> осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по розничной продаже алкогольной продукции (пива);
10) сведения (в письменном виде) об идентификации ИП <...> в общероссийском классификаторе.
Копии всех документов и материалов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации.
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка ИП <...> для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Лица, участвующие в рассмотрении назначенного дела, обязаны предоставить документы, подтверждающие их личность и полномочия.
В соответствии с пунктом 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе, знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 февраля 2020 г. N 013/05/21-87/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.02.2020