Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2020 года г. Псков
В полном объёме решение изготовлено 14 апреля 2020 года
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;
Члены Комиссии:
- главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;
- главный государственный инспектор отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,
рассмотрев материалы дела N 060/05/21-361/2019, возбужденного в отношении ООО "КИНГ" по признакам нарушения пункта 1 части 3, пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
в отсутствии представителя ООО "КИНГ", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Псковское УФАС России) установлен факт размещения рекламы алкогольной продукции на фасаде здания, расположенного по адресу: ул. Мирная, д. 12, г. Псков с признаками нарушения требований пункта 1 части 3, пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Актом осмотра от 20.11.2019 установлено размещение информации на фасаде здания по указанному адресу с признаками рекламы следующего содержания:
1. "Самый большой выбор" с изображением двух кружек, наполненных жидкостью, похожей на пиво и набором закусок (далее - баннер N 1);
2. "АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное Германия) - 99р Бланш (нефильтрованное Бельгия) - 99р Жигулевское (светлое Россия) - 99р", расположенного справа от входа в магазин "Паб" (далее - баннер N 2) и на входной двери в магазин "Паб" (далее - баннер N 3);
3. "Низкие цены всегда" с изображением трех молодых людей, демонстрирующих употребление напитка, похожего на пиво (далее - баннер N 4);
4. "Супер акция 1 литр Остмарк (темное) - 69р Гессер (светлое) - 69р" (далее - баннер N 5);
5. "Напитки Табак Кафе ПАБ (Общество с ограниченной ответственностью "Белуга") Пиво Снеки" (далее - баннер N 6).
Определением от 26.11.2019 возбуждено дело N 060/05/21-361/2019 в отношении ООО "Б" по признакам нарушения пункта 1 части 3, пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 17 декабря 2019 года.
Псковским УФАС России направлен запрос в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова, в соответствии с ответом на который (вх. N 2460-р от 04.12.2019), разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресу: ул. Мирная, д. 12, г. Псков, ООО "Б" не выдавалось.
Согласно ответу Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области (вх. N 2447-р от 02.12.2019) в кафе по адресу: г. Псков, ул. Мирная, д. 12 деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляет ООО "КИНГ" (ИНН 6027192614) на основании лицензии рег. N 60РПО*****от 06.09.2019.
В адрес Псковского УФАС России от ООО "КИНГ" документов и пояснений по делу не поступало, согласно уведомлениям о получении почтовых отправлений NN 80080943368890, 80089543709645, 80001244710890, 80081646492608 ООО "КИНГ" уведомлено надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация, размещенная на баннерах NN 1, 2, 3, 4, 5 является рекламой, так как содержит признаки рекламы, установленные п. 1 ст. 3 Закона о рекламе:
1.Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании алкогольной продукции", пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, пиво относится к алкогольной продукции.
Учитывая, что информация на баннерах NN 2, 3, 5 такого содержания как: "АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное Германия) - 99р Бланш (нефильтрованное Бельгия) - 99р Жигулевское (светлое Россия) - 99р" и "Супер акция 1 литр Остмарк (темное) - 69р Гессер (светлое) - 69р" содержит в себе указание средств индивидуализации продукции и цены, то объектом рекламирования является товар алкогольная продукция - пиво.
Оценивая содержание баннеров N 1 и N 4, Комиссией принято во внимание, что пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в данном случае для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
Текстовое содержание баннера N 1: "Самый большой выбор" с изображением кружек с жидкостью наполненной пенным напитком и закусками и текстовое содержание баннера N 4: "Низкие цены всегда" с изображением четырех мужских образов, держащих в руках кружки, наполненные пенным напитком ассоциируется у потенциального потребителя именно с алкогольным напитком - пивом, а не любым другим напитком.
Объектом рекламирования на баннерах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 является пиво.
2. Информация, распространенная на баннерах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 адресована неопределенному кругу лиц, поскольку располагается на внешних стенах здания по адресу: ул. Мирная, д. 12, г. Псков; таким образом, указанная информация доступна для всех категорий населения и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (алкогольной продукции - пиву) и поддержание интереса к товару.
Таким образом, информация: "Самый большой выбор", "АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное Германия) - 99р Бланш (нефильтрованное Бельгия) - 99р Жигулевское (светлое Россия) - 99р", "Низкие цены всегда" и "Супер акция 1 литр Остмарк (темное) - 69р Гессер (светлое) - 69р" содержит признаки рекламы, перечисленные в статье 3 Федерального закона "О рекламе", соответственно, такая информация признается рекламой алкогольной продукции.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая реклама на баннерах N 1 и N 4 сопровождается словосочетаниями: "Самый большой выбор", "Низкие цены всегда".
Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
При этом, к признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.
Управлением установлено, что на баннере N 4 размещается рекламная информация алкогольной продукции (пива) с использованием четырех мужских образов, держащих в руках кружку, наполненную пенным напитком, что указывает на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции (пива), что противоречит требованиям п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Статьей 21 Федерального закона "О рекламе" установлены требования к рекламе алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Рассматриваемая рекламная информация на баннерах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 нарушает требования, установленные п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", поскольку размещена на внешних стенах здания и на входной двери кафе "Паб" (ином конструктивном элементе здания), расположенном по адресу: г. Псков, ул. Мирная, д. 12.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федеральный закон "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В вышеуказанной рекламе алкогольной продукции: "Самый большой выбор", "АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное Германия) - 99р Бланш (нефильтрованное Бельгия) - 99р Жигулевское (светлое Россия) - 99р", "Низкие цены всегда" и "Супер акция 1 литр Остмарк (темное) - 69р Гессер (светлое) - 69р" отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что является нарушением ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3, п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований, установленных п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "КИНГ" (ИНН 6027192614) осуществляющее деятельность по данному адресу на основании лицензии рег. N 60РПО0000241 от 06.09.2019, как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы посредством размещения баннеров N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 на фасаде здания по адресу: ул. Мирная, д. 12, г. Псков.
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу размещенную на баннерах NN 1, 2, 3, 4, 5 расположенных по адресу: г. Псков, ул. Мирная, д. 12, так как она противоречит требованиям пункта 1 части 3, пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "КИНГ" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель
председателя Комиссии _____________
Члены Комиссии: _____________
_____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 31 марта 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.04.2020