Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель Комиссии:
"" - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены Комиссии:
"" - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
"" - ведущий специалист-эксперт естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
в присутствии представителя ООО "Спецкомплект", представителей и ПАО "АНК Башнефть", а также представителей ООО ССК "Полистрой" (3-е лицо),
при рассмотрении жалобы ООО "Спецкомплект" (вх.N2994 от 19.02.2020) на действия ПАО "АНК Башнефть" при проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки: "Самоспасатели фильтрующие универсальные", извещение N31908741913, размещенное на сайте РФ - zakupki.gov.ru,
в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба ООО "Спецкомплект" (вх.N2994 от 19.02.2020) на действия ПАО "АНК Башнефть" при проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки: "Самоспасатели фильтрующие универсальные", извещение N31908741913, размещенное на сайте РФ - zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
30.12.2019 на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N31908741913 о запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, наименование закупки: "Самоспасатели фильтрующие универсальные", а также Документации о закупке NУХН-К-0762-2019, утвержденную закупочной комиссией филиала ПАО АНК "Башнефть" от 30.12.2019 (далее - Документация о закупке).
Дата начала подачи заявок - 30.12.2019.
Дата окончания подачи заявок - 19.02.2020.
По мнению заявителя, нарушение порядка организации и проведения закупки выразилось в следующем: нарушение сроков ответа на запрос о предоставлении разъяснений Документации о закупке; неправомерное требование в пп. 3.7 п.3 блока 2 информационной карты Документации о закупке; установление в техническом задании требований к закупаемому товару, которые соответствуют только одному товару.
Заказчиком была представлена письменная позиция с приложением запрашиваемых документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Из вышеизложенного следует, что действия (бездействие) организатора торгов, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия в дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
По доводу в жалобе о нарушении Заказчиком сроков ответа на запрос о разъяснении Документации, Комиссия установила следующее.
В силу ч.2 ст.3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В соответствии с ч.3 ст.3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
По имеющейся информации, ООО "Спецкомплект" было направлено 2 запроса о даче разъяснений - 13.01.2020 и 04.02.2020.
Между тем, ответы от Заказчика были лишь 03.02.2020 и 17.02.2020.
Таким образом, Заказчиком был нарушен порядок направления ответов на запросы о даче разъяснений (ч.3 ст.3.2 Закона о закупках).
По доводу в жалобе о нарушении заказчиком ч.1 ст.3 Закона о закупках, пп.3.7 п.3 блока 2 информационной карты Документации, а именно требования предоставления в составе заявки участника сертификата соответствия товара требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" или декларацию о соответствии требованиям технического регламента таможенного союза, а также сертификата соответствия товара требованиям "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ от 22.07.2008 123-ФЗ) на соответствие ГОСТ Р 53261-2009.
Пунктом 4 ТЗ установлены требования безопасности, а именно: "сертификат соответствия требованиям "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" на соответствие ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" с обязательным подтверждением защиты от продуктов горения по п.4.1, 4.3-4.7 ГОСТ Р 53261-2009. Сертификат на соответствие требованиям технического регламента таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011".
Между тем, ч.1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" установлено, что Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссия отмечает, что применение таких стандартов (ГОСТ) на добровольной основе подразумевает право участника оборота своей волей определять необходимость обращения к положениям ГОСТ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что жалоба ООО "Спецкомплект" была подана и зарегистрирована в антимонопольном органе 19.02.2020, то есть после окончания приема заявок.
В силу ч.11 ст.3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, довод в жалобе о необоснованном установлении требования сертификации участников закупки является необоснованным.
По доводу в жалобе об ограничении круга участников путем установления в техническом задании определенных характеристик, подпадающих под определенный товар (ч.1 ст.3 Закона о закупках), Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 ТЗ установлено обоснование требований комплектности.
По письменным пояснениям Заказчика, полумаска с клапанами вдоха и выдоха предусмотрена с целью исключения возможности попадания слюны и конденсата в фильтр самоспасателя, а комбинированный фильтр для исключения возможности искрообразования и образования коррозии.
Комиссией также установлено, что в описании предмета и условий закупки Заказчиком было также предусмотрено предоставление в составе заявки (в соответствии с ТЗ) аналогов (эквивалента).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов (закупки), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Поэтому включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга лиц участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке и не является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Потенциальные участники должны принимать собственные меры и усилия, чтобы стать владельцем товара, работ, услуг, соответствующего потребностям заказчика.
Таким образом, довод в жалобе об ограничении круга участников путем установления в техническом задании определенных характеристик, подпадающих под определенный товар (ч.1 ст.3 Закона о закупках) необоснованным.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "Спецкомплект" (вх.N2994 от 19.02.2020) на действия ПАО "АНК Башнефть" при проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки: "Самоспасатели фильтрующие универсальные", извещение N31908741913, размещенное на сайте РФ - zakupki.gov.ru, является частично обоснованной.
Так как нарушения, установленные Комиссией Башкортостанского УФАС России в части нарушения сроков ответа на запрос о предоставлении разъяснений Документации о закупке, не повлияли на порядок проведения и организацию Закупки, предписание ПАО АНК "Башнефть" не выдается.
В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецкомплект" (вх.N2994 от 19.02.2020) на действия ПАО "АНК Башнефть" при проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предмет закупки: "Самоспасатели фильтрующие универсальные", извещение N31908741913, размещенное на сайте РФ - zakupki.gov.ru частично обоснованной.
Предписание ПАО АНК "Башнефть" не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на порядок проведения и организацию закупки.
Председатель комиссии ""
Члены комиссии ""
""
Примечание: В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 марта 2020 г. N ТО002/10/18.1-487/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.03.2020