по результатам рассмотрения жалобы ООО "Лотус" на действия (бездействие) оператора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
08.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"....".,
членов Комиссии:
"....".,
"...."(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
"...."
"...."
представители ООО "Лотус" на заседании Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО "Лотус" от 01.06.2020 N 77 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электроматериалов для изготовления малых архитектурных форм (извещение N 32009162444), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Лотус" (далее - Заявитель) от 01.06.2020 N 77 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электроматериалов для изготовления малых архитектурных форм (извещение N 32009162444) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность МУП "Электросеть" (далее - Заказчик) регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МУП "Электросеть" (далее - Положение о закупке).
Согласно документации о проведении Запроса котировок (далее - Документация), заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://www.rts-tender.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет" http://www.rts-tender.ru, регулируются Регламентом работы электронной площадки ООО "РТС-тендер" для корпоративных закупок, утвержденным <...> ООО "РТС-тендер" <...> (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Запроса котировок (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2020;
начальная (максимальная) цена договора - 286 796,40 рублей;
дата окончания подачи заявок - 27.05.2020;
Запрос котировок признан не состоявшимся, поскольку на участие в закупки не подано ни одной заявки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Запроса котировок, в связи с чем Заявитель не смог подать заявку на участие в закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
Частью 11 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем 25.05.2020 приобретен на сайте Оператора пакетный тариф на разовое участие в закупках и подана заявка на участие в Запросе котировок, 27.05.2020 отозвана заявка для внесения изменений в состав заявки. При этом повторно подать заявку на участие в закупке Заявитель не смог, поскольку при попытке направить заявку от Оператора получено сообщение об отсутствии денежных средств на участие Запросе котировок.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что Заявитель после отзыва своей заявки на участие в Запросе котировок не смог повторно подать заявку на участие в Запросе котировок в связи с техническими неисправностями на сайте Оператора. При этом на дату рассмотрения Жалобы указанная ошибка исправлена, у Заявителя есть возможность подать заявку на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора не соответствуют частям 1, 11 статьи 3.3 и нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Лотус" (ИНН: 5404080441; ОГРН: 1185476081119) от 01.06.2020 N 77 на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (ИНН: 7710357167; ОГРН: 1027739521666) при проведении МУП "Электросеть" (ИНН: 3528055532; ОГРН: 1023501245404) запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электроматериалов для изготовления малых архитектурных форм (извещение N 32009162444) обоснованной.
2. Признать в действиях ООО "РТС-тендер" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 08.06.2020 N 223-ФЗ-432/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июня 2020 г. N 223-ФЗ-432/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2020