по результатам рассмотрения жалобы ООО "АВИОМ" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
05.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "Авиом" б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 29.05.2020 N ПО/31306/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Аэрофлот" при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение N 31908330004), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "АВИОМ" (далее - Заявитель) б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 29.05.2020 N ПО/31306/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Аэрофлот" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение N 31908330004) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Аэрофлот", утвержденного Советом директоров ПАО "Аэрофлот" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
24.09.2019 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация);
дата окончания подачи заявок - 05.11.2019;
дата рассмотрения заявок - 06.11.2019;
дата подведения итогов Запроса предложений - 06.11.2019;
начальная (максимальная) цена договора - 2 740 418 791, 29 рубль;
На участие в Запросе предложений подано 8 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку при оценке заявок участников закупки Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет баллов заявки Заявителя по критериям "Сроки" и "Цена".
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип установлен пунктом 1.8.2 Положения о закупках.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке установлен в разделе 11 Документации.
При этом оценка заявок осуществляется, в том числе, по критериям "Сроки" и "Цена".
Оценка по критерию "Кц-цена" осуществляется следующим образом:
"Для критерия "Цена" баллы по критерию Кц рассчитываются по следующей формуле:
Цена мин - минимальная цена среди всех Заявок на участие;
Цена участника - цена рассмотренного предложения;
КРФ - коэффициент приоритета товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых или оказываемых российскими юридическими лицами:
- Коэффициент = 1 в случае российского поставщика услуг;
Коэффициент = 0,85 в случае иностранного поставщика услуг".
В соответствии с пунктом 10.4 Документации в составе заявки участник закупки должен представить, в том числе, коммерческое предложение (раздел XVI приложения N 3 Документации).
При этом в разделе XVI приложения N 3 (техническое задание) Документации установлена таблица N 55 (таблица стоимости продукции), согласно которой участники представляют коммерческое предложение по каждой позиции технического задания Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что оценка заявки Заявителя произведена в соответствии с требованиями, указанными в Документации, при этом Заявителем в составе заявки представлено коммерческое предложение с ценой договора 2 432 441 587, 95 руб. с учетом НДС, в связи с чем Заявителю согласно указанному критерию оценки присвоено 26, 13 балла.
Согласно критерию "Сроки" оценка заявок осуществляется следующим образом:
"где:
Срок изготовления мин - минимальный средний срок изготовления чехлов среди всех Заявок на участие;
Срок изготовления i - средний срок изготовления рассмотренного предложения чехлов по группам;
Средний срок изготовления определяется как = средний срок (чехлов бизнес класса + премиум эконом к ласса + эконом класса)/3
Максимальный срок изготовления любого чехла - четырнадцать календарных дней".
В соответствии с пунктом 10.4 Документации в составе заявки участник закупки должен представить, в том числе, коммерческое предложение (раздел XVI приложения N 3 Документации).
При этом в разделе XVI приложения N 3 (техническое задание) Документации установлена таблица N 55 (таблица стоимости продукции), согласно которой участники представляют соответствующем разделе указанной таблицы сведения о сроках изготовления комплекта чехла кресла.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Заявителем в составе заявки представлено коммерческое предложение (таблица N 55), при этом в указанной таблице отсутствовал раздел "сроки изготовления", необходимый для расчета баллов заявки Заявителя, в связи с чем по указанному критерию оценки заявок участников закупки Заявителю присвоено 0 баллов.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АВИОМ" (ИНН: 7722621240, ОГРН: 1077759272062) б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 29.05.2020 N ПО/31306/20, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Аэрофлот" (ИНН: 7712040126, ОГРН: 1027700092661) при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку услуг по поставке готовых альтернативных чехлов (без давальческого сырья) пассажирских кресел в рамках проекта импортозамещения (извещение N 31908330004) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июня 2020 г. N 223-ФЗ-436/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2020