Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления-начальника отдела <_>; |
членов
в отсутствие сторон
|
- ведущего специалиста-эксперта <_>; - ведущего специалиста-эксперта <_>;
|
рассмотрев дело N 073/06/34-257/2020 по жалобам ООО "ОПТ-СНАБ" и ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168200002420003209 (наименование объекта закупки - "Строительство внутрипоселкового газопровода в с. Живайкино Живайкинского сельского поселения Барышского района Ульяновской области"; заказчик - Областное государственное казённое предприятие "Агентство стратегического консалтинга", уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта - 36 491 670,00 руб.; срок окончания подачи заявок - 29.05.2020 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 3680 от 28.05.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168200002420003209.
Содержание жалобы составило указание на следующее:
- в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование о соответствии качества работ ГОСТ Р 50838-2009 "Трубы из полиэтилена для газопроводов", который является отмененным с 01.01.2019 г.
- в нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о праве поставщика (подрядчика, исполнителя) ссылаться на обстоятельства, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.
Вх. N 3682 от 28.05.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168200002420003209.
Содержание жалобы составило указание на то, что проект контракта не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Рроссийской Федерации N 9/пр от 14.01.2020 г. "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта". Кроме того, заявитель жалобы указал, что извещение об аукционе содержит отсылку на аукционную документацию, что противоречит позиции, изложенной в определении ВС РФ от 13.04.2020 г. N 301-ЭС20-4189.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалоб было назначено на 03.06.2020 г. в 10:45, которое происходило в отсутствие сторон.
Вх. N 3840 от 03.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступило ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие представителя, а также возражения на жалобы (вх. N 3838, 3839 от 03.06.2020 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Приложением N 1 к аукционной документации установлены требования в соответствии с ГОСТ Р 50838-2009 "Трубы из полиэтилена для газопроводов", поскольку данный ГОСТ был указан в проектной документации. Вместе с тем, при исполнении контракта по согласованию сторон допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте. Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрено право любого участника закупки направления запроса разъяснений положений документации об электронном аукционе, при этом, заявитель жалобы указанным правом не воспользовался.
В случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, подрядчик вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени).
Условия проекта контракта соответствуют утвержденным типовым условиям контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта, утвержденным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 14.01.2020 г. Извещение и аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Также заказчик указал, что по итогам электронного аукциона было подано 10 заявок.
Вх. N 3845 от 03.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступили письменные возражения на жалобы от уполномоченного органа, аналогичные пояснениям заказчика.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:00 04.06.2020 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 20.05.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002420003209, наименование объекта закупки - "Строительство внутрипоселкового газопровода в с. Живайкино Живайкинского сельского поселения Барышского района Ульяновской области"; начальная (максимальная) цена контракта - 36 491 670,00 руб.; срок окончания подачи заявок - 29.05.2020 в 09 час. 00 мин.).
27.05.2020 г. заказчиком были опубликованы разъяснения положений аукционной документации.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.05.2020 г. ценовые предложения поступали от пяти участников, цена была снижена до 27 186 294, 15 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.06.2020 г. заявки всех участников аукциона, подавших ценовое предложение, были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.
Победителем электронного аукциона было признано ООО "Техно-Сервис".
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Приложение N 1 к документации "Описание объекта закупки и количество" содержит указание на то, что функциональные, технические и качественные характеристики в соответствии со сметной документацией (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе) и проектной документацией (Приложение N 4 к документации об электронном аукционе). Качество работ должно соответствовать действующим правилам по эксплуатации, СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, ГОСТ Р 50838-2009 "Трубы из полиэтилена для газопроводов", ГОСТ 10704-91, СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ФНиП в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и иных требований, норм и правил установленных действующим законодательством РФ и регулирующих выполнение такого рода работ.
Приказом Росстандарта от 31.05.2018 г. N 297-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" в связи с утверждением национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58121.2-2018 (ИСО 4437-2:2014) "Пластмассовые трубопроводы для транспортирования газообразного топлива. Полиэтилен (ПЭ). Часть 2. Трубы", который модифицирован по отношению к международному стандарту ИСО 4437-2:2014 "Системы пластмассовых трубопроводов для транспортирования газообразного топлива. Полиэтилен (РЕ). Часть 2. Трубы" отменен ГОСТ Р 50838-2009 "Трубы из полиэтилена для газопроводов".
Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке проектной документации в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, предоставление каких-либо характеристик товаров в перовой части заявки не требуется. Участнику не требуется проводить испытания товара и иметь товар в наличии на момент подачи заявки. При этом, пункт 4.1.34. раздела 4 "Проект контракта" документации N 0168200002420003209 предусматривает, что при выполнении работ исполнитель обязан применять материалы с техническими характеристиками в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
Учитывая изложенное, включение недействующего ГОСТ в описание объекта закупки в рассматриваемом случае не может быть расценено как нарушение законодательства о контрактной системе. Вместе с тем, заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих, обоснованность довода.
Учитывая изложенное, жалоба ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" является необоснованной в указанной части.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В извещении о проведении аукциона установлено: "Размер обеспечения заявок 364 916,70 руб. Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - в соответствии с документацией", "Размер обеспечения исполнения контракта - 1 824 583,50 руб. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта - в соответствии с документацией".
В пунктах 20 и 22 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации установлен размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта.
Запрет на использование при опубликовании извещения об осуществлении закупки отсылочных фраз на соответствующие положения документации о закупке, указывающих на содержание информации, которая должна содержаться в извещении об осуществлении закупки в соответствии со статьей 42 Закона, Законом о контрактной системе не предусмотрен. Таким образом, в случае если максимального количества размещаемых символов при формировании извещения недостаточно, для того чтобы полностью отразить информацию, которая должна содержаться в извещении в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе, указанную информацию можно разместить в виде прикрепленного файла.
Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что отсылка в извещении к положениям документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод заявителя не находит своего фактического подтверждения и жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" является необоснованной в указанной части.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
1) В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Аналогичные положения изложены в пункте 11.1 раздела 4 "Проект контракта" документации N 0168200002420003209.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, определено, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Согласно письму Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы.
Учитывая, что условия, обязательные для включения в проект контракта, приведены в статье 34 Закона о контрактной системе, возможность применения сторонами части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе не ставится в зависимость от наличия или отсутствия перечисленных выше условий в контракте, в связи с чем, Комиссия Ульяновского УФАС России считает, что рассматриваемый довод жалобы не нашел своего подтверждения, и жалоба ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" является необоснованной в указанной части.
2) В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 г. N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" утверждены типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
В ходе анализа раздела 4 "Проект контракта" документации N 0168200002420003209 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что проект контракта соответствует положениям Приказа Минстроя России от 14.01.2020 г. N 9/пр.
Вместе с тем, ООО "ОПТ-СНАБ" на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу об обратном.
Учитывая изложенное, жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" является необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УРАЛ КОНТРАКТ" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 28 мая 2020 г. N 073/06/34-257/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.06.2020