Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НПП ГЕОСЕРВИС" на действия ПАО "МРСК Центра" при проведении конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на оказание услуг по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, описанию местоположения границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиала "Воронежэнерго"), оказание услуг по описанию местоположения границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиала "Смоленскэнерго") (реестровые NN 32008960169, 32008949758) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки, мотивированная несогласием с установленными требованиями в Закупочной документации.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Из жалобы Заявителя следует, что им были изучены положения Закупочной документации и Заказчиком при формировании таких положений были нарушены требования Закона о закупках.
Так, в соответствии с пунктом "ж" Приложения N 1 к части IV "Информационная карта" Закупочной документации установлено требование к участнику закупки - участник должен иметь сертификат соответствия требованиям системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001-2015).
Как указывает Заявитель, применение данной системы менеджмента качества является добровольным и не регламентируется действующим законодательством Российской Федерации в области кадастра недвижимости. Получение же указанного сертификата, по мнению Заявителя, требует значительных временных и финансовых затрат, что является административным барьером для участия в закупке.
Изучив представленные документы и сведения, Комиссия установила, что ООО НПП "ГЕОСЕРВИС" уже обжаловало положения закупочных документаций по данным закупочным процедурам в рамках дела N 077/07/00-5618/2020. По результатам рассмотрения антимонопольный орган вынес решение и предписание об устранении нарушений закупочных документаций. Предписание Заказчиком исполнено в полном объеме.
В рамках указанного дела Заявитель оспаривал неправомерные требования в Закупочной документации, при этом в своей первой жалобе Заявителем не оспаривалось требование о наличии у участника процедуры сертификата соответствия требованиям системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001:2015 (ISO 9001-2015). О неправомерности такого требования Заявитель указал лишь в жалобе, рассматриваемой в рамках настоящего дела.
Подобное поведение представитель Заявителя пояснил тем, что нарушение, на которое в рамках рассматриваемой жалобы ссылается последний, не могли быть предвидены изначально.
При этом, как установлено Комиссией, изменений, помимо указанных в предписании по делу N 077/07/00-5618/2020, в Закупочную документацию Заказчиком не вносились.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Комиссия отмечает, что телеологическое толкование вышеуказанной нормы права позволяет сделать вывод о том, что её действие направлено на предоставление участникам закупки (в том числе потенциальным участникам) возможности обжалования процедуры её проведения с целью восстановления своих прав и законных интересов, которые, по их мнению, были нарушены в связи с невозможностью принятия участия в такой процедуре действиями (бездействием) организатором закупки.
Следовательно, оспаривание потенциальным участником, в том числе положений документации о конкурентной закупке должно осуществляться исключительно в том случае, когда у такого участника имеется реальная заинтересованность в принятии участия в такой процедуре.
В этой связи правоусмотрение участника закупочной процедуры в вопросе обжалования действий организатора закупки и защиты своих прав и законных интересов не может являться безграничным, а предоставленное право на их защиту подлежит реализации с учетом прав и законных интересов организатора закупки.
Комиссия отмечает, что границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.
В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при детальном изучении им Закупочной документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких "нарушений" в Закупочной документации Заказчика Заявитель указал только после удовлетворения предыдущей жалобы и внесения Заказчиком в Закупочную документацию предписанных ему изменений антимонопольным органом, что фактически является злоупотреблением правом.
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комиссия отмечает, что после того как права и законные интересы общества были восстановлены антимонопольным органом, таким обществом повторно была подана жалоба. В свою очередь, доказательств, свидетельствующих о заинтересованности общества в принятии участия в процедуре не приведено.
Поскольку Общество, чье намерение на дальнейшее участие в закупке не подтверждено, не доказало, что его права нарушены и должны быть защищены в административном порядке, возможность их восстановления исключается.
При этом Комиссия расценивает действия Заявителя не иначе как злоупотребление своим правом и затягивание процедуры закупки, в связи с чем Комиссия оставляет жалобу ООО НПП "ГЕОСЕРВИС" без рассмотрения.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Оставить жалобу ООО "НПП ГЕОСЕРВИС" (ОГРН:1023601553766, ИНН:3663027595) на действия ПАО "МРСК Центра" (ОГРН:1046900099498, ИНН:6901067107) при проведении Закупки без рассмотрения.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.06.2020 N ПО/31451/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2020 г. N 077/07/00-9291/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2020