по результатам рассмотрения жалобы ООО "Снабус" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
02.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего Комиссии - "...".,
членов комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": "...",
ООО "Снабус": "...",
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО "Снабус" от 29.05.2020 N 61/05 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2156/ОАЭ-ТЭ/20 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования,по объектам "Техническое перевооружение тяговой подстанции Энгозеро. Монтаж устройства продольной компенсации реактивной мощности" и "Тяговая подстанция "Попово" Технологическое присоединение мощностей АО "ЛОЭСК" - ПС 110 кВ "Высоцкая", расположенная по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Высоцкое городское поселение" г. Высоцк, ул Центральная, д. 25П.", расположенным в границах Октябрьской железной дороги (извещение N 32009123657), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Снабус" (далее - Заявитель) от 29.05.2020 N 61/05 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2156/ОАЭ-ТЭ/20 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования,по объектам "Техническое перевооружение тяговой подстанции Энгозеро. Монтаж устройства продольной компенсации реактивной мощности" и "Тяговая подстанция "Попово" Технологическое присоединение мощностей АО "ЛОЭСК" - ПС 110 кВ "Высоцкая", расположенная по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Высоцкое городское поселение" г. Высоцк, ул Центральная, д. 25П.", расположенным в границах Октябрьской железной дороги (извещение N 32009123657) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.04.2020;
начальная (максимальная) цена договора - 223 649 856 рублей;
дата окончания подачи заявок - 25.05.2020;
дата рассмотрения заявок - 01.06.2020;
на участие в Аукционе подано - 3 заявки;
к участию в Аукционе допущено - 2 заявки;
дата проведения Аукциона - 03.06.2020;
дата подведения итогов - 03.06.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: Заказчиком неправомерно установлено квалификационное требование о наличии у участника Аукциона опыта поставки по предмету закупки.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 1.9.3 Документации "Участник должен иметь опыт по фактическому выполнению строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнению строительно-монтажных работ включая поставку оборудования на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или по фактическому выполнению на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении N1.1 к аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки (с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки) по выполнению строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или выполнению строительно-монтажных работ включая поставку оборудования на объектах технического перевооружения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта и/или по фактическому выполнению на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта комплекса строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения и/или строительно-монтажных работ по объектам технологического присоединения и/или электрификации и/или электроснабжения, включая поставку оборудования. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.
В подтверждение опыта осуществления поставок кранов козловых участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к аукционной документации о наличии требуемого опыта;
и
- акты о выполнении работ и/или акты о выполнении работ и накладные о поставке товаров;
и
- договоры на выполнение работ и/или договоры, на выполнение работ, включая поставку товаров (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.)".
Согласно пункту 199 раздела 20 Положения о закупках Заказчик вправе предъявлять иные единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, устанавливаются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РЖД" к поставщикам (исполнителям,подрядчикам).
К таким требованиям относится, в том числе, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке (пункт 3).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что выполнение строительно-монтажных работ на объектах технического перевооружения и/или технологического присоединения и/или обновления и/или реконструкции устройств тяговых подстанций инфраструктуры железнодорожного транспорта, является технологически сложным процессом, а также, что работы на устройствах электроснабжения инфраструктуры железнодорожного транспорта проводятся, как под напряжением, так и со снятием напряжения. Установление указанного требования обеспечит выполнение работ с соблюдением требований безопасности инженерно - технических требований, а также принятие мер, обеспечивающих безопасность при движении поездов.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Снабус" (ИНН: 9729152897, ОГРН: 5177746054162) от 29.05.2020 N 61/05 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении запроса котировок в электронной форме N 1326/ЗКТЭ-ЦДЗС/20 при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2156/ОАЭ-ТЭ/20 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования,по объектам "Техническое перевооружение тяговой подстанции Энгозеро. Монтаж устройства продольной компенсации реактивной мощности" и "Тяговая подстанция "Попово" Технологическое присоединение мощностей АО "ЛОЭСК" - ПС 110 кВ "Высоцкая", расположенная по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Высоцкое городское поселение" г. Высоцк, ул Центральная, д. 25П.", расположенным в границах Октябрьской железной дороги (извещение N 32009123657) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2020 г. N 223-ФЗ-418/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2020