по результатам рассмотрения жалобы ООО "СТК Арс" на действия (бездействие) оператора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
02.06.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
"..."
членов Комиссии:
"..."
"..."
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
"..."
"..."
"..."
рассмотрев посредством системы видеоконфренц-связи жалобу ООО "СТК Арс" от 25.05.2020 N 11 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки АО "РАД" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральным маршрутам, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута, а также в пунктах обмена (по маршруту: Москва-Рязань, Саранск, Рязань-Москва) для нужд УФПС г. Москвы (извещение N 32009119105), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СТК Арс" (далее - Заявитель) от 25.05.2020 N 11 на действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки ООО "СТК Арс" (далее - Оператор) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральным маршрутам, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута, а также в пунктах обмена (по маршруту: Москва-Рязань, Саранск, Рязань-Москва) для нужд УФПС г. Москвы (извещение N 32009119105) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд АО "Почта России" (далее - Положение о закупке).
Согласно документации о проведении Запроса котировок (далее - Документация), заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://lot-online.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет" https://lot-online.ru, регулируются Регламентом электронной торговой площадки АО "РАД" при организации проведения процедур закупки товаров, работ, услуг (утвержден приказом АО "РАД" от 03.07.2017 года N 323-п) (далее - Регламент).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Запроса котировок (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.04.2020;
начальная (максимальная) цена договора - 4 968 000 рублей;
дата окончания подачи заявок - 14.05.2020;
на участие в Запросе котировок подано - 8 заявок;
признаны соответствующими Документации - 8 заявок;
дата подведения итогов - 19.05.2020;
победителем Запроса котировок признано ООО "СМП" с ценовым предложением о цене договора 3 258 000 рублей.
В ходе заседания 01.06.2020 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 02.06.2020.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств используемых при проведении Запроса котировок, в связи с чем Заявитель не смог подать заявку на участие в Запросе котировок.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Оператора, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1352) установлено, что участники закупки, осуществляемой среди субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства), по форме декларации в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям размещенным в ЕИС участниками Аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Из жалобы Заявителя следует, что при попытке Заявителем подачи заявки на участие в Запросе котировок кнопка "Подать заявку" на сайте Оператора была не активна, в связи с чем Заявитель не смог подать заявку на участие в закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что Запрос котировок проводился для субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Оператором был произведен контроль и к участию в закупке не допустили Заявителя, который согласно данным Единого реестра участников закупок (далее - ЕРУЗ), к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится, поскольку сведения о нём отсутствуют в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, о том что согласно Постановлению N 1352 и Документации участниками в составе заявки предоставляются сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация о принадлежности участника к субъекту малого и среднего предпринимательства. Согласно пояснениям Оператора электронной площадки функционал сайта позволяет подать заявку на участие в закупках объявленных только для малого и среднего предпринимательства, только участникам которые находятся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТК Арс" (ИНН: "...") от 25.05.2020 N 11 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "РАД" ("...") при проведении АО "Почта России" ("...") запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по магистральным маршрутам, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута, а также в пунктах обмена (по маршруту: Москва-Рязань, Саранск, Рязань-Москва) для нужд УФПС г. Москвы (извещение N 32009119105) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "РАД" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 02.06.2020 N 223-ФЗ-408/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2020 г. N 223-ФЗ-408/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2020