Резолютивная часть решения оглашена 03 июня 2020 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N7 от 23.01.2020 (далее - Комиссия), в составе: \x{02c2}...\x{02c3}, при участии посредством видеоконференц-связи представителя Управления капитального строительства администрации города Рязани \x{02c2}...\x{02c3}, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" \x{02c2}...\x{02c3}, директора ООО "Рязанский областной учебный коллектор" \x{02c2}...\x{02c3}, представителя ООО "Рязанский областной учебный коллектор" \x{02c2}...\x{02c3}, представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом (исх. N3010 от 28.05.2020), рассмотрев жалобу посредством системы видеоконференц-связи ООО "Рязанский областной учебный коллектор" б/н от 27.05.2020 (вх. N2973 от 27.05.2020) на действия Заказчика (Управление капитального строительства администрации города Рязани) при проведении электронного аукциона на поставку, установку, сборку, монтаж и наладку учебных пособий для строящегося объекта "Школа на 1100 мест в микрорайоне Горроща" (извещение N0859200001120006079 от 21.05.2020) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Управлением капитального строительства администрации города Рязани (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку, установку, сборку, монтаж и наладку учебных пособий для строящегося объекта "Школа на 1100 мест в микрорайоне Горроща" (далее - электронный аукцион).
21 мая 2020 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 66 621 637 рублей 45 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. При описании в документации об электронном аукционе объекта закупки Заказчик включил в один лот оборудование, которое функционально и технологически не связано между собой, что приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушен принцип определения цены контракта, а именно определение однородности и идентичности закупаемого товара.
2. По мнению Заявителя, аукционная документация в нарушение требований Закона о ФКС не содержит условие о том, что поставщик электронных учебных пособий в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (далее - Приказ N699) обязан входить в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в нарушение действующего законодательства не применены положения Постановлений Правительства N878 и N1236, поскольку в состав закупаемых товаров входит компьютерное оборудование и программное обеспечение.
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу исх. N05/1-14-1874-Исх от 01.06.2020 (вх. N3095 от 01.06.2020) Заказчик сообщил, что документация об электронном аукционе соответствует законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В отзыве на жалобу (исх. N380 от 01.06.2020 Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. При описании в документации об электронном аукционе объекта закупки Заказчик включил в один лот оборудование, которое функционально и технологически не связано между собой, что приводит к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка, установка, сборка, монтаж и наладка учебных пособий для строящегося объекта "Школа на 1100 мест в микрорайоне Горроща".
В разделе 13 "Описания объекта закупки" Заказчиком в зависимости от своих потребностей и назначения приобретаемых товаров объект закупки разделен на отдельные комплекты, используемые в учебном процессе.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании аукционной документации Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснили, что установленные в аукционной документации требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
Кроме того, представители Заказчика и Уполномоченного учреждения также сообщили, что все товары, закупаемые в рамках данного электронного аукциона, являются технологически и функционально взаимосвязаны, поскольку приобретаются в целях оснащения образовательной организации средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующими современным условиям обучения. Закупаемые товары разделены на комплекты, в зависимости от их назначения, для достижения единой цели - формирования в учебном классе единого комплекса учебного оборудования, используемого в учебном процессе.
Для всех комплектов применен единый код ОКПД 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), все закупаемые товары приобретаются для их использования в образовательном процессе.
На заседании Комиссии также установлено, что необходимые характеристики объекта закупки детализированы в соответствии с потребностями Заказчиков в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
Представители Заказчика также пояснил, цена контракта сформирована Заказчиком на основе трех коммерческих предложений, из которых следует, что участники готовы предложить к поставке необходимый товар.
Вместе с тем согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.06.2020 N0859200001120006079-1 на участие в электронном аукционе подано 5 заявок от участников, что указывает на отсутствие ограничения конкуренции между участниками закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о ФКС к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке характеристик оборудования, ограничивающих количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушен принцип определения цены контракта, а именно определение однородности и идентичности закупаемого товара.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о ФКС начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона о ФКС и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий, в том числе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о ФКС органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют полномочия для рассмотрения по существу довода жалобы относительно формирования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
2. По мнению Заявителя, аукционная документация в нарушение требований Закона о ФКС не содержит условие о том, что поставщик электронных учебных пособий в соответствии с Приказом N699 обязан входить в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка, установка, сборка, монтаж и наладка учебных пособий для строящегося объекта "Школа на 1100 мест в микрорайоне Горроща".
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что поскольку объектом закупки является поставка товаров, а не их выпуск или изготовление, участником может быть любое лицо, которое может приобрести товар у соответствующего производителя. Для поставки данных товаров специальные разрешения или лицензии не требуются, в связи с этим основания для установления требования к участникам об их наличии в перечне, предусмотренном Приказом N 699, отсутствуют.
Комиссия Рязанского УФАС России, проанализировав материалы дела, приходит к выводу, что требования Закона о ФКС не обязывают Заказчика в императивном порядке включать в положения аукционной документации на поставку, установку, сборку, монтаж и наладку учебных пособий условие о том, что поставщик электронных учебных пособий в соответствии с Приказом N699 обязан входить в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, так как положение документации об электронном аукционе не противоречит положениям действующего законодательства.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в нарушение действующего законодательства не применены положения Постановлений Правительства N878 и N1236, поскольку в состав закупаемых товаров входит компьютерное оборудование и программное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка, установка, сборка, монтаж и наладка учебных пособий для строящегося объекта "Школа на 1100 мест в микрорайоне Горроща".
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены:
- правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
- порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень);
- изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены:
- правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации;
- порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что среди закупаемых товаров в том числе имеются информационные среды для изучения различных предметов. При описании данных товаров отсутствует указание на то, что они должны быть установлены на электронной вычислительной технике и поставляться в комплекте с ней. Установленные требования предполагают поставку продуктов, обеспечивающих выполнение данных функций на компьютерной технике заказчика. При этом заказчик не требует, чтобы данные функции обеспечивались специальным программным обеспечением. Участник самостоятельно определяет, каким образом данные возможности будут реализованы и в каком формате будут предоставлены заказчику.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, так как положение документации об электронном аукционе не противоречит положениям действующего законодательства.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Рязанский областной учебный коллектор" необоснованной.
2. Направить материалы дела в профильный отдел Управления Рязанского УФАС для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
\x{02c2}...\x{02c3}
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 3 июня 2020 г. N 062/06/64-330/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2020