Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 N 26/20, в составе:
<...> - председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
<...> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
<...> - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
<...> - представителя ООО "ЮМАК" (по доверенности от 29.01.2020),
<...> - представителя АО "ГосНИИмаш" (по доверенности от 29.05.2020),
<...> - представителя АО "ГосНИИмаш" (по доверенности от 29.05.2020),
<...> - представителя АО "ГосНИИмаш" (по доверенности от 29.05.2020),
рассмотрев 01 июня 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮМАК" на действия акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009072720),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 28.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ЮМАК" (далее - заявитель, ООО "ЮМАК") на действия акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева" (далее - заказчик, АО "ГосНИИмаш") при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009072720) (далее - аукцион).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО "ГосНИИмаш", выразившихся необоснованном, по мнению ООО "ЮМАК", отклонении заявки общества от участия в аукционе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО "ЮМАК" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 01.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 29.05.2020 N ОШ/7952/20).
В свою очередь, АО "ГосНИИмаш" представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО "ЮМАК".
В соответствии с Письмом ФАС России N ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", N 239 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
01.06.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО "ЮМАК" на действия АО "ГосНИИмаш".
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО "ЮМАК" обладает правом на обжалование действий организатора закупки.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО "ГосНИИмаш" 10.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ - 32009072720) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 19.05.2020 N к-223/2020-47 в целях участия в аукционе поступили заявки от семи участников, в том числе от ООО "ЮМАК". Заявке общества присвоен номер 954.
Как следует из протокола ООО "ЮМАК" не допущено к участию в аукционе по причине того, что общество указало в заявке модель предлагаемого оборудования HL1120x2000. Данной модели станка соответствуют технические характеристики, не соответствующие характеристикам, предоставленным участником в техническом предложении.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
АО "ГосНИИмаш" в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "ГосНИИмаш" (далее также - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").
Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
Технические требования к товару изложены заказчиком в Техническом задании (Раздел 9 Аукционной документации).
Согласно пункту 4.6.1 документации описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями пункта 6 информационного паспорта.
В соответствии с пунктом 4.6.2 документации при описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
В состав первой части заявки включается Техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.
В пункте 4.13.2 документации установлено, что в рамках рассмотрения первых частей заявок закупочная комиссия принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке на основании установленных в п. 21 информационного паспорта измеряемых критериев отбора.
Согласно пункту 4.13.8 Аукционной документации закупочная документация отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:
1) непредставление в составе первой части заявки документов и сведений, предусмотренных приложением N2 к информационному паспорту; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу первой части заявки;
2) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 - 9 и п. 5, 7, 10, 15, информационного паспорта;
3) несоблюдение требований, установленных в подразделе 4.6, п. 6 информационного паспорта и в форме подраздела 7.2, к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки;
4) наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений.
Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям не допускается.
Как следует из содержания возражений и пояснений заказчика, мотивом отклонения заявки заявителя послужила информация, размещенная на сайте производителя в сети Интернет.
Комиссия Нижегородского УФАС России не соглашается с тем, что информация, публикуемая на сайте любого производителя является исчерпывающей, достаточной, позволяющей делать бесспорный вывод о недостоверности сведений в заявке заявителя в случае наличия какого-либо расхождения. Информация, размещаемая производителем на своем сайте, в первую очередь носит информационный характер и не всегда может быть актуальна и отражать действительные характеристики товара, поскольку последний может претерпеть модификацию, изменяющую его свойства и функциональные качества, о чем своевременно может быть и не отражено на сайте.
В свою очередь, информация, публикуемая на сайте производителя может быть воспринята в качестве доказательства предоставления участником закупки недостоверных сведений в заявке лишь в том случае, если сам производитель подтвердит актуальность и исчерпывающий характер сведений, публикуемых им на официальном сайте в официальном ответе.
Таким образом, сведения, послужившие основанием отклонения заявки заявителя, не могут с достоверностью свидетельствовать о представлении участником закупки недостоверных сведений, в случае наличия какого-либо расхождения, вызывающего сомнения.
Комиссия отмечает, что Заказчик должен ориентироваться на добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, недостоверный характер сведений, представленный заявителем в составе заявки на участие в закупке не был подтвержден при рассмотрении жалобы и вынесении оспариваемого решения закупочной комиссии Заказчика.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о неправомерности отклонения заявки общества от участия в аукционе и, как следствие, о наличии оснований для признания жалобы ООО "ЮМАК" обоснованной.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО "ГосНИИмаш" предписания, направленного на устранение допущенных нарушений. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮМАК" на действия акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку, выполнение шеф-монтажных и пусконаладочных работ токарно-винторезного станка, включая инструктаж персонала заказчика (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009072720) признать обоснованной.
2. Выдать акционерному обществу "Государственный научно-исследовательский институт машиностроения имени В.В. Бахирева" обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 4 июня 2020 г. N 052/07/3.2-1071/2020 (ключевые темы: защита конкуренции - антимонопольный орган - доверенность - пуско-наладочные работы - организатор торгов)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2020