Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
в присутствии представителей:
от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": _ (по доверенности_ (по доверенности);
в отсутствие представителей:
от заказчика - ГБУЗ НСО "Бердская центральная городская больница" (уведомлено надлежащим образом);
от подателя жалобы - ООО "ПРАЙМ" (уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ПРАЙМ" на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ НСО "Бердская центральная городская больница" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000620002186 на поставку медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний), начальная (максимальная) цена контракта 501 600 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ПРАЙМ" с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ НСО "Бердская центральная городская больница" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000620002186 на поставку медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний).
Суть жалобы ООО "ПРАЙМ" заключается в следующем.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102).
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, частями 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи закона о контрактной системе.
При проведении данной закупки установлена совокупность всех условий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 102, следовательно, податель жалобы полагает, что победитель рассматриваемой закупки должен был быть определен только после рассмотрения вторых частей заявок всех участников закупки на предмет их соответствия и применения положений Постановления Правительства РФ N 102.
Заявка ООО "ПРАЙМ" на участие в электронном аукционе содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в Перечень N 2, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 102 (далее - Перечень N 2). Кроме того, ООО "ПРАЙМ" представило документ, предусмотренный п. 3 Постановления Правительства РФ N 102. В ходе проведения электронного аукциона ООО "ПРАЙМ" стало известно, что заявка еще одного участника закупки также содержит предложение о поставке товара отечественного производства.
По мнению подателя жалобы, победитель электронного аукциона не соответствует требованиям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ N 102, поскольку им к поставке был предложен товар иностранного производства.
На основании вышеизложенного, податель жалобы полагает, что вторая часть заявки ООО "ПРАЙМ" должна была быть рассмотрена аукционной комиссией, поскольку содержит предложение о поставке товара отечественного производства.
ГКУ НСО "УКСис" в возражениях на жалобу ООО "ПРАЙМ" сообщило следующее.
Как установлено положениями ч. 1 ст. 111 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки. При этом, порядок осуществления закупок, установленный Законом о контрактной системе, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о контрактной системе установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.
Особенности осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 967).
Как следует из пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ N 967, при осуществлении закупок указанных выше медицинских изделий заказчики руководствуются пунктами 1, 2(1.1) (пункт 2(1.1) утратил силу с 01.01.2019), 2(2) и 2(3) Постановления Правительства РФ N 102.
При этом, Постановлением Правительства РФ N 967 и Постановлением Правительства РФ N 102 на аукционную комиссию не возложена обязанность по рассмотрению всех заявок участников закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков.
Поскольку особенность рассмотрения вторых частей заявок участников аукциона ст. 111 Закона о контрактной системе не установлена, рассмотрение вторых частей заявок участников закупки медицинских изделий из Перечня N 2 осуществляется в порядке, установленном ст. 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с ч.18 ст.68 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе после проведения электронного аукциона оператор электронной площадки направляет уполномоченному учреждению вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые десять порядковых номеров.
Комиссия ГКУ НСО "УКСис", руководствуясь ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе, рассмотрела первые пять заявок участников электронного аукциона и установила, что все первые пять заявок соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.
У аукционной комиссии уполномоченного учреждения не имелось оснований для рассмотрения всех заявок участников электронного аукциона. Условия, при совокупности которых применяется Постановление Правительства РФ N 102, отсутствовали.
Таким образом, победителем электронного аукциона стал участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Таким образом, Постановление Правительства РФ N 102, Постановление Правительства РФ N 967 должны применяться с учетом с учетом требований ч. 2 ст. 111, ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии пяти заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. При этом, рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с ч. 18 ст. 68 Закона о контрактной системе, поскольку иной порядок рассмотрения заявок при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в Перечень N 2, не установлен.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 102 при проведении данного электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объектом данной закупки является поставка медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний). Указанное медицинское изделие (код позиции 32.50.50.000-00234) включено в Перечень N 2 Постановления Правительства РФ N 102.
Постановлением Правительства РФ N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ N 967 заказчики руководствуются пунктами 1, 2(1.1) (утратил силу с 01.01.2019), 2(2) и 2(3) постановления Правительства РФ N 102. При этом, заказчики обязаны запросить у оператора электронной площадки все вторые части заявок, поданных его участниками, на участие в электронном аукционе, а оператор электронной площадки обязан направить заказчикам все вторые части таких заявок, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 ч. 2 ст. 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Таким образом, Постановление Правительства РФ N 967 не устанавливает обязанность аукционной комиссии по рассмотрению всех вторых частей заявок на соответствие установленным Постановлением Правительства РФ N 102 требованиям.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с ч. 19 ст. 68 настоящего Федерального закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с ч. 18 ст. 68 настоящего Федерального закона.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на участие в данной закупке было подано 13 заявок, одной из которых было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, двенадцать заявок признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации и допущены до процедуры аукциона. Согласно протоколу проведения электронного аукциона в электронном аукционе приняло участие 8 участников закупки. При этом, как было установлено Комиссией Новосибирского УФАС России, в заявках участников закупки, сделавших первые пять ценовых предложений, отсутствуют медицинские изделия производства государств - членов Евразийского экономического союза. Заявки участников с номерами 107442948, 107472481, 107472598 не рассматривались единой комиссией на основании ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, аукционная комиссия обязана проверять вторые части заявок на соответствие требованиям ст. 14 Закона о контрактной системе, в том числе, требованиям Постановления Правительства РФ N 102, только после принятия решения о соответствии пяти заявок требованиям, установленным аукционной документацией. Аналогичная позиция отражена в совместном письме Минэкономразвития России N 6723-ЕЕ/Д28и, Минпромторга России N ЦС-14384/19, Минздрава России N 25-0/10/2-1416, ФАС России N АЦ/15615/16 от 14.03.2016 г., согласно которому при осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с Постановлением РФ N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок. Иного порядка рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона, отличного от установленного ч. 3 ст. 69 Закона о контрактной системе, Постановление не содержит.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что у аукционной комиссии отсутствовала обязанность по рассмотрению вторых частей заявок всех участников закупки.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 6 проекта контракта содержит требования к гарантийным обязательствам.
Однако в нарушение ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств в документации об электронном аукционе не установлено.
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на участие в данном электронном аукционе было подано 13 заявок (12 из которых были допущены к участию в электроном аукционе). По результатам проведения электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 45,00%.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что допущенное нарушение в данном случае не повлияло на результаты закупки, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику и уполномоченному учреждению предписание об отмене результатов данного электронного аукциона.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПРАЙМ" на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ НСО "Бердская центральная городская больница" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона N 0851200000620002186 на поставку медицинских расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 2 июня 2020 г. N 054/06/69-965/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.06.2020