Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего- заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:- начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ПАО "ННК "Хабаровскнефтепродукт" -- по доверенности от 04.12.2019 N09-219,- по доверенности от 23.12.2019 N09-226,
- АО "Региоснаб" -- по доверенности от 25.05.2020,- по доверенности до 31.12.2020,- по доверенности от 25.05.2020,
рассмотрев жалобу ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" на действия АО "Региоснаб" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо) (извещение N32009079757), материалы дела N8-01/157 (027/01/18.1-622/2019),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" на действия АО "Региоснаб" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо) (извещение N32009079757).
Из жалобы общества следует, что произошла замена протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 06.05.2020, заказчиком неправомерно отклонена заявка ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт", что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ).
Из письменных пояснений АО "Региоснаб" следует, что согласно информационной карте установлены требования по поставке необходимого количества по позициям: ДТ-Л (зимнее-летнее) ЕВРО класс 2, вид III (ДТ-3-К5), бензин АИ-95-К5, Бензин АИ-92-К5 (без указания учета позиции межсезонного вида топлива - ДТ-Е). Вместе с тем, условия технического задания содержат требование к характеристикам дизельного топлива, а именно - к предельной температуре фильтруемости дизельного топлива межсезонного. Рассматриваемое упущение является технической ошибкой, допущенной в процессе размещения документа. Основанием для отклонения заявки ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" было указано "отсутствие в заявке участника показателя температуры фильтруемости дизельного топлива межсезонного". Требование к поставке именно дизельного топлива "межсезонного" для АО "Региоснаб" является не излишним, а существенным условием закупки. Вместе с тем, АО "Региоснаб" согласны, что указанный вид топлива не вошел в информационную карту, в связи с чем у ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" имелись основания полагать о возможности вариативности поставки топлива (либо зимнее-летнее либо межсезонное). Также просят отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 06.05.2020, протокол рассмотрения заявки единственного участника от 09.05.2020 и обязать повторно рассмотреть заявки на участие в электронном аукционе на поставку нефтепродуктов.
Доводы, изложенные в возражениях, представители АО "Региоснаб" в заседании комиссии Хабаровского УФАС России поддержали в полном объеме.
Заслушав представителей обществ, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" объявлялся перерыв до "17" час. "00" мин. "27" мая 2020 г.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Согласно подпунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть, указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
15.04.2020 АО "Региоснаб" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N32009079757 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо), аукционная документация. Дата начала срока подачи заявок - 16.04.2020. Дата окончания срока подачи заявок - 06.05.2020. Дата рассмотрения заявок - 06.05.2020. Дата проведения аукциона - 07.05.2020. Дата подведения итогов - 08.05.2020. Начальная (максимальная) цена договора - 45 999 778,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2020N1672354 на момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 2 заявки. Решением аукционной комиссии заявка N2 (ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт") была отклонена в связи с несоответствием требованиям документации, а именно: в составе первой части заявки участником не представлена информация предусмотренная документацией, а именно в требованиях к характеристикам дизельного топлива не указана предельная температура фильтруемости дизельного топлива межсезонного. Аукционная комиссия признала данный аукцион несостоявшимся.
Материалами дела установлено, что заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок во вкладке "решение комиссии" размещена информация об отклонении заявки ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" по причине несоответствия заявки участника закупки требованиям документации закупки в соответствии с пп. а п. 4.1.4. ч. 4 раздела I. инструкция участникам документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, его количественных и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, о стране происхождения товара и иные сведения об условиях исполнения договора. В составе первой части заявки участником предоставлена информация несоответствующая положениям документации, а именно в требованиях к характеристикам дизельного топлива указана предельная температура фильтруемости дизельного топлива зимнего минус 8, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Из чего следует, что заказчиком размещена информация об отклонении заявки ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" с разночтениями.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 09.05.2020 N1672354 аукционная комиссия рассмотрела заявку единственного участника аукциона и приняла решение о соответствии требованиям документации данной заявки.
Согласно п. 9 информационной карты (является неотъемлемой частью аукционной документации) к поставке требуется: 1) Автомобильный бензин АИ-92-К5 (регулятор-92) ГОСТ Р 51105-97, 2) Автомобильный бензин АИ-95 (регулятор-95), 3) Дизельное топливо (зимнее-летнее) ЕВРО класс 2, вид III (ДТ-3-К5) ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009).
В соответствии с технической частью (является неотъемлемой частью аукционной документации) установлены требования к характеристикам дизельного топлива (ГОСТ З52368-2005), где предельная температура фильтруемости: летнее дизельное топливо - не определяется, дизельного топлива зимнего - не выше минус 20, дизельного топлива межсезонного - не выше минус 15.
Согласно п. 1.1 раздела 1 проекта договора предметом договора является: поставка нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин марки АИ -92, АИ-95).
Таким образом, аукционная документация содержит противоречивую информацию о технических характеристиках закупаемого товара, что затрудняет претенденту сформировать и подготовить заявку на участие в аукционе.
Из заявки ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" следует, что общество предложило к поставке летнее дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости - минус 8, дизельное топливо зимнее с предельной температурой фильтруемости - минус 40.
Материалами дела установлено, что заявка ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" соответствует информационной карте, но противоречит техническому заданию, что подтверждает вывод Комиссии Хабаровского УФАС России о наличии противоречий в документации и невозможности должным образом сформировать заявку на участие в аукционе.
Поскольку заявка ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" соответствовала требованиям информационной карты, аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отклонении данной заявки, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также в информации об отклонении заявки ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2020N1672354 и в информации решения комиссии, размещенной в ЕИС, имеются противоречия, что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы обоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО "Региоснаб" предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "ННК-Хабаровскнефтепродукт" на действия АО "Региоснаб" (ИНН/ОГРН - 2723189344/ 1162724078494) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо) (извещение N32009079757) обоснованной.
2. Признать действия АО "Региоснаб" при проведении указанной закупки нарушающими п.1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать АО "Региоснаб" предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 мая 2020 г. N 027/01/18.1-622/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.05.2020