Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГАОУ ВО "СПбПУ" (далее - Организатор торгов) и ООО "М.Г. Прайват Реконстракшн" (далее - Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.05.2020 вх. N 17001-ЭП/20) ООО "М.Г. Прайват Реконстракшн" на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО "СПбПУ" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий на капитальный ремонт наружного освещения территории ФГАОУ ВО "СПбПУ" (сохранение объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ) (извещение N 32009135241), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 мая 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32009135241 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий на капитальный ремонт наружного освещения территории ФГАОУ ВО "СПбПУ" (сохранение объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ) (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО "СПбПУ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 31.01.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 625 666,67 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
07.05.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
18.05.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
20.05.2020, 25.05.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Политехническая ул., д. 29 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Закупки по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГАОУ ВО "СПбПУ" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "М.Г. Прайват Реконстракшн" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/15110/20 от 19.05.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/15110/20 от 19.05.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно п. 1 ч. 3 Документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о запросе предложений устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости критерия (КЗ) |
1 |
Цена договора |
40% |
0,40 |
2 |
Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема |
60% |
0,60 |
Пунктом 8 части 3 Документации установлен порядок оценки по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема":
Каждой заявке выставляется значение от 0 до 60 баллов.
Максимальное количество баллов, присуждаемое по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнения работ сопоставимого характера и объема" - 60 баллов.
По этому критерию оценивается опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на основании количества контрактов (договоров), заключенных не ранее 2014 года и подтвержденных актами.
Сопоставимый характер работ определен заказчиком как выполнение работ по разработке проектной документации на наружное освещение.
Сопоставимый объем работ определен в объеме выполненных работ сопоставимого характера по каждому из представленных контрактов (договоров) на сумму не менее 1 000 000,00 руб.
При оценке заявок по данному критерию заказчиком будут приниматься максимально 5 контрактов (договоров), подтвержденных актами. В случае, если участник закупки предоставит большее количество контрактов (договоров), к расчету принимается 5 контрактов (договоров) как максимальное предложение.
В случае противоречия между формой "Квалификация участника запроса предложений" (Приложение N 3 к части III Документации) и представляемыми копиями контрактов (договоров), актов, квалификация участника определяется по представленным участником копиям контрактов (договоров), подтвержденным актами.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий контрактов (договоров), актов, заявленные сведения, указанные в форме "Квалификация участника запроса предложений", учтены не будут.
В случае противоречия между представляемыми копиями контрактов (договоров) и актами, квалификация участника определяется по представленным участником актам.
Непредставление копий контрактов (договоров), актов не является основанием для отклонения заявки на участие в запросе предложений.
Количество баллов, присуждаемых по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема" определяется по формуле:
КВБi = КЗ х 100 х (Кi/ Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости критерия;
Кi - предложение участника закупки, которое оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки (не превышает 5).
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно порядку оценки по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема", установленному в Документации, сопоставимый характер работ определен заказчиком как - "выполнение работ по разработке проектной документации на наружное освещение". При этом заказчиком не указано, что такие работы должны были выполняться в отношении объекта культурного наследия. Заявитель полагает, что установленный порядок оценки, предусматривающий определение сопоставимого характера работ как "выполнение работ по разработке проектной документации на наружное освещение" без указания, что такие работы должны были проводиться в отношении объекта культурного наследия, не может являться подтверждением опыта участника по выполнению работ сопоставимого характера.
Представители Организатора торгов отметили, что в п. 23 части 2 Документации установлено требование наличия у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, что прямо следует из требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также постановления Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ", исходя из утверждённого перечня:
разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Представители Организатора торгов пояснили, что лицензия Министерства культуры является обязательной составляющей деятельности лиц, которые непосредственно выполняют производственные или проектировочные работы по реставрации, воссозданию, ремонту или приспособлению объектов культурного наследия. При этом из смыслового содержания всей Документации не следует, что работы, предусмотренные данной Документацией, должны выполняться на каких-либо других объектах кроме как объекте культурного наследия ФГАОУ ВО "СПбПУ". Таким образом, по мнению Организатора торгов, дополнительного указания на то, что работы по разработке проектной документации на наружное освещение должны осуществляться в отношении объекта культурного наследия, в том числе и в целях применения критерия оценки заявок "Квалификация участника" - не требуется, так как очевидно, что организация, имеющая опыт работы по проектированию наружного освещения и соответствующую лицензию, априори может и вправе выполнять работы такого вида на объектах культурного наследия.
Представители Организатора торгов также отметили, что опыт работы организации, имеющей предусмотренную Документацией лицензию, но ранее не проводившей работ по проектированию наружного освещения на объектах культурного наследия, а проводившей такие работы на других не менее значимых современных объектах, как по стоимости, так и по масштабу, вполне может быть сопоставим с работами, являющимися предметом рассматриваемой Закупки. Из изложенного следует, что установление в критерии "Квалификации участника" указания на то, что квалификация участника оценивается только по сопоставимым работам на объектах культурного наследия, необоснованно ограничит круг участников торгов, в результате чего ФГАОУ ВО "СПбПУ" не сможет выявить участника, предложившего лучшие условия выполнения предполагаемого к заключению договора.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно п. 23 части 2 Документации установлено обязательное требование о наличии у участника Закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что с учетом установленного пунктом 23 части 2 Документации требования об обязательном наличии у участника Закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема", установленный в п. 8 части 3 Документации, соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, а также позволяет объективно оценить квалификацию и возможность участника исполнить обязательства по договору, предусмотренные Документацией.
Кроме того, Комиссия СПб УФАС России полагает, что установление Организатором торгов в порядке оценки заявок по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема" указания на то, что квалификация участника оценивается по сопоставимым работам исключительно на объектах культурного наследия, может привести к необоснованному ограничению конкуренции и дискриминации участников, соответствующих всем требованиям Документации, обладающих возможностью и ресурсами для надлежащего исполнения обязательств по договору, имеющих необходимые лицензии для выполнения работ, являющихся предметом Закупки, а также опыт выполнения работ по разработке проектной документации на наружное освещение, но не проводивших ранее работ по проектированию наружного освещения на объектах культурного наследия и, как следствие, не имеющих возможность получить какое-либо количество баллов по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема" на этапе оценки и сопоставления заявок участников.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 14.05.2020 вх. N 17001-ЭП/20) ООО "М.Г. Прайват Реконстракшн" на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО "СПбПУ" (ИНН: 7804040077, ОГРН: 1027802505279) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации и проведению инженерных изысканий на капитальный ремонт наружного освещения территории ФГАОУ ВО "СПбПУ" (сохранение объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ) (извещение N 32009135241) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.05.2020