Резолютивная часть решения оглашена "18" мая 2020 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения N 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 N 1178/18 (далее - Комиссия), <...>
рассмотрев досудебный спор по заявлению АО "КировТЭК" (далее - регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 12.02.2020 N 91900-20/193, вх. от 20.02.2020 рег. N 31882/20), возникший с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на техническое водоснабжение на 2020 год, <...>
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 N 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 N 827/18, а также на основании подпункта "б" пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Комиссией рассмотрено поступившее заявление (исх. от 12.02.2020 N 91900-20/193, вх. от 20.02.2020 31882/20) о досудебном споре (разногласиях) между АО "КировТЭК" и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга по вопросу установления цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения на 2020 год.
Разногласия между АО "КировТЭК" и органом регулирования возникли по распоряжению Комитета от 22.11.2019 N 159-р "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение акционерного общества "КировТЭК" на территории Санкт-Петербурга на 2020 год".
Тариф на оказываемые услуги технического водоснабжения для АО "КировТЭК" на 2020 год установлен с применением метода экономически обоснованных расходов в размере 8,99 руб./куб.м., при этом величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленная оспариваемым распоряжением на 2020 год для АО "КировТЭК", составляет по техническому водоснабжению - 33 314,33 тыс. руб, объем отпуска услуг - 3 705,10 тыс. куб. м.
В направленном в ФАС России заявлении АО "КировТЭК" просит пересмотреть объемы технического водоснабжения и обязать Комитет установить объемы технического водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации с последующей компенсацией недополученного дохода с 01.01.2020 по дату внесения изменений в распоряжение Комитета от 22.11.2019 N 159-р "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение акционерного общества "КировТЭК" на территории Санкт-Петербурга на 2020 год".
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования N 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов N 406).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания N 1746-э).
По результатам проведенного анализа представленных материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях) Комиссия отмечает следующее.
В направленном в ФАС России заявлении не был указан тариф, а также Заявителем не был указан объем отпуска технической воды, который АО "КировТЭК" считает экономически обоснованными.
Вместе с тем, в направленных в ФАС России материалах к заявлению о досудебном споре (разногласиях) АО "КировТЭК" был представлен документ "Динамика баланса водоснабжения акционерного общества "КировТЭК" - дочернее общество открытого акционерного общества "Кировский завод", содержащее предложение АО "КировТЭК" об установлении объема отпуска технической воды на 2020 год на уровне 3 178,18 тыс. куб. м.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям N 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
С учетом положений пункта 5 Методических указаний N 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:
где:
- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;
- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;
- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;
- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.
При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 N 6.
В представленных в ФАС России материалах отсутствовал расчет Заявителя в соответствии с формулой (1) Методических указаний N 1746-э.
В обоснование своих доводов АО "КировТЭК" были представлены в ФАС России выписки из 90 счета за период с 2015 по 2018 годы, а также формы статистической отчетности N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" за период с 2016 под 2018 годы, однако данные материалы не были направлены регулируемой организацией в адрес Комитета на момент принятия тарифного решения на 2020 год.
Комитетом в обоснование своей позиции в ФАС России был направлен отзыв на заявление о досудебном споре (разногласиях) (исх. от б/д N 01-13-507/20-0-1, вх. от 10.03.2020 рег. N 42242/20).
При расчете тарифа на оказываемые услуги технического водоснабжения для АО "КировТЭК" на 2020 год Комитетом принят плановый объем отпуска технической воды в размере 3 705,10 тыс. куб. м., полученный путем приведения планового объема 2017 года, утвержденного Комитетом для АО "КировТЭК" в размере 4 321,44 тыс. куб. м. к 2020 году с учетом ежегодного снижения на 5 %.
В направленном отзыве Комитет обращает внимание на то, что баланс водоснабжения и водоотведения АО "КировТЭК" на 2020 год был согласован протоколом рабочего собрания в Комитете от 24.06.2020 N 82-ГС без разногласий со стороны представителей АО "КировТЭК".
При этом Комитет также обращает внимание на то, что у Заявителя отсутствовали приборы учета объемов технической воды, а также указывает на то, что основные потребители технической воды аффилированы с АО "КировТЭК", в этой связи Комитет считает, что достоверность фактических данных не подтверждена регулируемой организацией.
В дополнение Комитетом был проведен расчет объема реализации услуг технического водоснабжения и темпа изменения потребления воды в соответствии с формулами (1) и (1.1) пункта 5 Методических указаний N 1746-э.
Согласно данному расчету, темп изменения потребления воды был рассчитан Комитетом на основании фактических объемов реализации услуг технического водоснабжения АО "КировТЭК" за период с 2015 по 2018 годы.
АО "КировТЭК" были представлены в адрес Комитета в рамках тарифной заявки на 2020 год баланс водоснабжения в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям N 1746-э, смета расходов на услуги по водоснабжению (техническая вода) в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям N 1746-э.
Вместе с тем, на момент установления тарифа на 2020 год на услуги технического водоснабжения АО "КировТЭК" не была представлена в адрес Комитета форма статистической отчетности N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" за период с 2015 по 2018 годы, а направлены лишь в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) в ФАС России за период с 2016 по 2018 годы.
При этом необходимо отметить, что регулируемой организацией не ведутся формы статистической отчетности N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)", N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы".
При дополнительном расчете объема отпуска технической воды на 2020 год в соответствии с формулой (1) Методических указаний N 1746-э Комитетом был использован в расчете плановый объем отпуска технической воды, утвержденный на 2018 год, в размере 4 105,37 тыс. куб. м., к которому применен темп изменения (снижения) потребления воды согласно формуле (1.1) Методических указаний N 1746-э.
На основании данного расчета плановый объем отпуска услуг для АО "КировТЭК" на 2020 год составил 4 052,76 тыс. куб. м., однако Комитетом учтен объем отпуска услуг для АО "КировТЭК" при установлении тарифов на 2020 год в размере 3 705,10 тыс. куб. м., с целью соблюдения интересов компании при принятии тарифного решения, а именно путем приведения планового объема 2017 года, утвержденного Комитетом для АО "КировТЭК", в размере 4 321,44 тыс. куб. м. к 2020 году с учетом ежегодного снижения на 5 %.
Таким образом Комитетом был применен некорректный подход при расчете объема отпуска технической воды на 2020 год без учета пункта 5 Методических указаний N 1746-э, поскольку при расчете темпа изменения (снижения) потребления воды (t) органом регулирования признаны обоснованными фактические объемы на период с 2015 по 2018 годы, но при этом в дальнейшем фактический объем 2018 года не принят в расчет, а заменен на плановый показатель 2018 года.
Кроме того, в расчете тарифа на оказываемые услуги технического водоснабжения на 2020 год объем применен в нарушение требований законодательства Российской Федерации без учета формул (1) и (1.1) Методических указаний N 1746-э.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что АО "КировТЭК" на момент установления тарифа на услугу технического водоснабжения 2020 года было представлено недостаточно материалов, подтверждающих фактические объемы отпуска технической воды за период с 2015 по 2018 годы.
В этой связи, ввиду наличия в дополнительном расчете Комитета планового объема оказываемых услуг технического водоснабжения 2018 года взамен фактического, а также с учетом того, что Комитетом признаны фактические данные АО "КировТЭК" за период с 2015 по 2018 годы обоснованными, о чем свидетельствует представленный расчет Комитета темпа изменения потребления воды (t), в условиях принятия в расчет тарифа АО "КировТЭК" 2020 года объема оказания услуг, рассчитанного не в соответствии с пунктом 5 Методических указаний N 1746-э, действия Комитета не могут быть признаны ФАС России соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает целесообразным частично удовлетворить требования АО "КировТЭК" в части признания установленных для АО "КировТЭК" на 2020 год объемов реализации услуг технического водоснабжения на экономически необоснованном уровне и предписать Комитету провести анализ показателя объема отпуска услуг, запросив дополнительные сведения у АО "КировТЭК", подтверждающие фактические объемы реализации услуг технического водоснабжения за период с 2015 по 2018 год, по итогам которого учесть объем отпуска услуг на 2020 год для Заявителя на экономически обоснованном уровне.
При этом тариф на оказываемые услуги технического водоснабжения АО "КировТЭК" также подлежит пересмотру и установлению на экономически обоснованном уровне в условиях пересмотра объема реализации услуг на 2020 год.
В связи с проведением перерасчета объема реализации услуг технического водоснабжения, Комиссия также считает целесообразным частично удовлетворить требования АО "КировТЭК" в части компенсации недополученного дохода, в связи с чем, Комитету необходимо учесть в составе необходимой валовой выручки недополученные средства, которые образовались у АО "КировТЭК" в результате установления с 01.01.2020 по 30.06.2020 экономически необоснованного тарифа путем внесения изменений в распоряжение Комитета от 22.11.2019 N 159-р.
Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, а также учитывая положения Федерального закона N 416-ФЗ, Основ ценообразования N 406 и Методических указаний N 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО "КировТЭК" и Комитетом (исх. от 12.02.2020 N 91900-20/193, вх. от 20.02.2020 рег. N 31882/20), Комиссия от 18.05.2020 N 1:
РЕШИЛА:
1. Признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим пункт 29 Основ ценообразования N 406, а также пункты 4 и 5 Методических указаний N 1746-э, при установлении тарифа на услуги технического водоснабжения АО "КировТЭК" на 2020 год.
2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между АО "КировТЭК" и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (исх. от 12.02.2020 N 91900-20/193, вх. от 20.02.2020 рег. N 31882/20).
3. Предписать органу исполнительной власти города Санкт-Петербург в области государственного регулирования тарифов в сфере технического водоснабжения в срок до 1 июля 2020 года (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при установлении тарифа на оказываемые услуги технического водоснабжения для АО "КировТЭК" на 2020 год, а именно:
- провести анализ показателя объема отпуска услуг, запросив дополнительные сведения у АО "КировТЭК", подтверждающие фактические объемы реализации услуг технического водоснабжения за период с 2015 по 2018 год, по итогам которого учесть объем отпуска услуг на 2020 год для Заявителя на экономически обоснованном уровне с учетом положений Методических указаний N 1746-э, Основ ценообразования N 406 и мотивировочной части настоящего решения;
- учесть в составе необходимой валовой выручки недополученные средства, которые образовались у АО "КировТЭК" в результате установления с 01.01.2020 по 30.06.2020 экономически необоснованного тарифа.
4. По результатам исполнения настоящего решения органу исполнительной власти города Санкт-Петербург в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения принять и ввести в действие с 01.07.2020 решение об установлении тарифа на услуги технического водоснабжения для АО "КировТЭК" на 2020 год в соответствии с пунктом 3 резолютивной части настоящего решения.
5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов в сфере технического водоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 4 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:
- протоколов заседания коллегиального органа, на которых принимались решения, во исполнение настоящего решения;
- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на услуги технического водоснабжения для АО "КировТЭК" на 2020 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения;
- постановления об установлении тарифа на услуги технического водоснабжения для АО "КировТЭК" на 2020 год, принятого в рамках пересмотра тарифа.
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXX
XX
XXXXXXXXXXX
XX
X
XX
X
XX
XXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXX
XX
XXXXXXXXXXX
XX
XX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
XX
XXXXXXXXXXX
XX
XX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXX
XX
XXXXXXXXXXX
XX
XX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXX
XX
XXXXXXXXXX
XX
X
XX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXX
XX
XXXXXXXXXX
XX
X
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.05.2020