Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 N 26/20, в составе:
<...> - председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
<...> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
<...> - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
<...> - представителя МП "Нижегородпассажиравтотранс" (по доверенности от 13.05.2020),
<...> - представителя МП "Нижегородпассажиравтотранс" (по доверенности от 13.05.2020),
<...> - представителя МП "Нижегородпассажиравтотранс" (по доверенности от 13.05.2020),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного о рассмотрении жалобы надлежащим образом,
рассмотрев 14 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инновационные Системы Контроля" на действия муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009095838),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 06.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Инновационные Системы Контроля" (далее - заявитель, ООО "ИСК") на действия муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" (далее - заказчик, МП "Нижегородпассажиравтотранс") при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009095838) (далее - аукцион).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях МП "Нижегородпассажиравтотранс", выразившихся в установлении в аукционной документации избыточных требований к участникам аукциона, что влечет за собой ограничение конкуренции.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО "ИСК" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 14.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 07.05.2020 N ОШ/6376/20).
В свою очередь, МП "Нижегородпассажиравтотранс" представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО "ИСК".
В соответствии с Письмом ФАС России N ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", N 239 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
14.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО "ИСК" на действия МП "Нижегородпассажиравтотранс".
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что МП "Нижегородпассажиравтотранс" 21.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ - 32009095838) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
МП "Нижегородпассажиравтотранс" в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП "Нижегородпассажиравтотранс" (далее также - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 2.2.4 Положения о закупках заказчика.
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").
Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в извещении и документации о проведении закупки требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии.
Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Конкурсной документацией о проведении аукциона в электронной форме предусмотрено следующее: обеспечение заявки предусмотрено в размере 5% начальной (максимальной) цены договора и составляет 938 181 (девятьсот тридцать восемь тысяч сто восемьдесят один) рубль 47 коп. Обеспечение заявки предоставляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком.
В соответствии с пунктом 10.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МП "Нижегородпассажиравтотранс", обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Таким образом Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что включение заказчиком в документацию о закупке единственного возможного способа обеспечения заявки в виде предоставления денежных средств на расчетный счет заказчика без предоставления иных способов обеспечения противоречит пункту 10.2 Положения о закупке заказчика, является нарушением части 25 статьи 3.2 Закона о закупках и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем иные довод ООО "ИСК" относительно установления в аукционной документации избыточных требований к участникам аукциона расцениваются Комиссией антимонопольного органа как необоснованные.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО "ИСК" обоснованной.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи МП "Нижегородпассажиравтотранс" предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инновационные Системы Контроля" на действия муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию тахографов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009095838) признать обоснованной.
Признать муниципальное предприятие г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать муниципальному предприятию г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
<...>
Идентификатор
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 19 мая 2020 г. N 052/06/18-864/2020 (ключевые темы: защита конкуренции - антимонопольный орган - конкурентная закупка - аукцион в электронной форме - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.05.2020