Резолютивная часть решения оглашена 14.05.2020 г. г. Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 18.05.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N88 от 25.03.2020 в составе:
Председатель комиссии:
- <...>;
Члены комиссии:
- <...>;
- <...>;
в отсутствии на заседании представителя заявителя <...>, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
в отсутствии на заседании представителя организатора торгов ООО "Юридическая фирма "Дом права", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу <...> (вх.N865-Ж от 21.04.2020),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба <...> (далее - Заявитель) вх.N865-Ж от 21.04.2020 на действия организатора торгов ООО "Юридическая фирма "Дом права" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО <...>, извещение на сайте https://arbitat.ru N0003265 от 13.03.2020 (далее - торги).
Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что Организатор торгов принял необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию на торгах в связи с отсутствием задатка для участия в торгах.
Заявитель считает отказ в допуске к участию в торгах незаконным.
В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу N05/ЕК-3468 от 22.04.2020, рассмотрение жалобы назначено на 30.04.2020, у Организатора торгов истребованы необходимая информация и документы.
28.04.2020 (вх.N02-3457) в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от Организатора торгов поступили документы для рассмотрения жалобы, а также отзыв на жалобу Заявителя, согласно которому считает жалобу необоснованной, а свои действия законными.
В связи с необходимостью получения дополнительных документов, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России уведомлением N05/ЕК-3835 от 30.04.2020 продлен срок рассмотрения жалобы и назначено к рассмотрению на 14.05.2020, у Организатора торгов повторно истребованы все заявки, поступившие на участие в торгах по лотам N1, N8, с приложением всех документов в составе заявок; журнал учета поступления заявок.
06.05.2020 Организатором торгов представлены документы (вх.N02-3587), истребованные уведомлением от 30.04.2020 N05/ЕК-3835.
12.05.2020 от Заявителя поступило дополнение к жалобе, из которого следует, что в нарушение пункта 15 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) Организатор торгов до настоящего времени задаток Заявителю не вернул.
Письмом Ханты-Мансийского УФАС России от 12.05.2020 N05/ЕК-4075 на электронный адрес Организатора торгов направлено дополнение к жалобе.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого, могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, регулируются Законом о банкротстве.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о банкротстве продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим в порядке и на условиях, которые определены статьей 110 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.
В силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам. Жалоба рассматривается в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2019 по делу А56-50393/2016 ООО <...> признано несостоятельным (банкротом). Принято решение открыть конкурсное производство и утвердить конкурсным управляющим <...> (далее - конкурсный управляющий).
Частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника, одной из функций которого является опубликование и размещение сообщения о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.
В силу части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе, сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия.
Согласно пункту 1.1.4 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника ООО <...>, утвержденного протоколом комитета кредиторов от 19.11.2019, в качестве организатора торгов выступает ООО "Юридическая фирма "Дом права".
13.03.2020 на сайте электронной торговой площадки https://arbitat.ru Организатором торгов размещено извещение о проведении торгов в форме публичного предложения N0003265 по реализации имущества должника ООО <...>, в том числе:
- лот N1 - право требования (дебиторская задолженность) ООО <...> к <...> в размере <...> руб. (не подтверждена дебитором);
- лот N8 - право требования (дебиторская задолженность) ООО <...> к <...>, в размере <...> руб. (не подтверждена дебитором).
Заявки принимаются с 16.03.2020 с 11:00 до 16.04.2020 до 11:00.
Как следует из протокола об определении участников торгов по лоту N1 от 16.04.2020 до окончания срока подачи заявок (16.04.2020 11:00) поступило пять заявок - от <...> (дата и время подачи заявки 15.04.2020 в 11:01), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:00), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:42), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:41), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:57). Дата и время подачи заявок также отражены в журнале приема заявок Организатора торгов.
Согласно указанному протоколу Заявителю отказано в допуске к участию в торгах в связи с тем, что сумма задатка не поступила до срока окончания приема заявок.
В соответствии с протоколом о результатах проведения открытых торгов по лоту N1 (публичное предложение N3265) от 16.04.2020 победителем торгов признана <...>.
Согласно протоколу об определении участников торгов по лоту N8 от 16.04.2020 до окончания срока подачи заявок (16.04.2020 11:00) поступило восемь заявок - от <...> (дата и время подачи заявки 15.04.2020 в 11:01), <...> (дата и время подачи заявки 15.04.2020 в 15:27), <...> (дата и время подачи заявки 15.04.2020 в 17:19), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:01), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:42), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:39), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:36), <...> (дата и время подачи заявки 16.04.2020 в 10:59). Дата и время подачи заявок также отражены в журнале приема заявок Организатора торгов.
Из указанного протокола следует, что Заявителю отказано в допуске к участию в торгах в связи с тем, что сумма задатка не поступила до срока окончания приема заявок.
В соответствии с протоколом о результатах проведения открытых торгов по лоту N8 (публичное предложение N3265) от 16.04.2020 победителем торгов признана <...>.
Частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве определено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве определено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
По смыслу пунктов 8 - 10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов. При этом размер задатка исчисляется от начальной продажной цены предприятия.
Задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
Согласно информации о публичном предложении N0003265, размещенной на сайте электронной торговой площадки https://arbitat.ru, указано, что задаток устанавливается в размере 20% от цены на интервале и должен быть зачислен на счет Организатора торгов не позднее времени окончания приема заявок (16.04.2020 11:00).
Заявителем представлены платежные поручения N1610282 от 16.04.2020, N1620058 от 16.04.2020, согласно которым операции по перечислению сумм задатка для участия в торгах по лотам N1, N8 совершены 15.04.2020. Дата формирования указанных платежных поручений 16.04.2020 14:20.
Из представленной Организатором торгов выписки по счету за период с 09.04.2020 по 16.04.2020 следует, что задатки Заявителя на указанный в извещении счет на 16.04.2020 не поступили.
Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что на дату составления протоколов об определении участников торгов по лотам N1, N8 поступление задатка на указанный в извещении счет не подтверждено.
При указанных обстоятельствах довод Заявителя о том, что Организатор торгов принял необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию на торгах в связи с отсутствием задатка для участия в аукционе, является необоснованным.
В дополнении к жалобе Заявитель также указал, что Организатором торгов до настоящего времени задаток не возвращен.
В соответствии с абзацем 10 пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.
С учетом представленных Заявителем платежных поручений о перечислении денежных средств на счет Организатора торгов, последнему надлежало вернуть Заявителю задаток, уплаченный за участие в торгах по лотам N1, N8, не позднее 23.04.2020 (включительно).
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что действия Организатора торгов, выразившиеся в невозврате Заявителю задатка за участие в торгах, нарушают требования пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать жалобу <...> (вх.N865-Ж от 21.04.2020) на действия организатора торгов - ООО "Юридическая фирма "Дом права" при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО <...>, извещение на сайте https://arbitat.ru N0003265 от 13.03.2020, обоснованной в части доводов о невозвращении задатка, в остальной части - необоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов - ООО "Юридическая фирма "Дом права", выразившихся в невозвращении задатка, нарушение пункта 15 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
3. Выдать организатору торгов - ООО "Юридическая фирма "Дом права" обязательное для исполнения предписание в части совершения действий, направленных на устранение выявленных нарушений.
4. Законному представителю ООО "Юридическая фирма "Дом права" надлежит явиться 25 июня 2020 г. в 15 ч. 00 мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27, каб.251 на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить для этих целей представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в данном административном производстве (в доверенности должны быть указаны: признаки административного правонарушения; статья КоАП РФ, по которой юридическое лицо привлекается к ответственности; орган исполнительной власти, осуществляющий рассмотрение дела; дата, время и место составления протокола), включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1, 25.4 КоАП РФ.
5. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ, ООО "Юридическая фирма "Дом права" надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего уведомления представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре следующие заверенные копии:
- Устав ООО "Юридическая фирма "Дом права";
- копии ОГРН, ИНН ООО "Юридическая фирма "Дом права" (с приложением копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе);
- выписку из ЕГРЮЛ ООО "Юридическая фирма "Дом права".
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 мая 2020 г. N 086/10/18.1-774/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.05.2020