Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 N 26/20, в составе:
<...> - председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
<...> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
<...> - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
<...> - представителя ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (по доверенности от 25.12.2019),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного о рассмотрении жалобы надлежащим образом,
рассмотрев 13 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэкспертиза" на действия публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009082669),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 27.04.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Промэкспертиза" (далее - заявитель, ООО "Промэкспертиза") на действия публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - заказчик, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород") при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009082669) (далее - запрос предложений).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", выразившихся в неправомерном, по мнению ООО "Промэкспертиза", установлении порядка оценки заявок участников запроса предложений по неценовому критерию.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО "Промэкспретиза" в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 07.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 28.04.2020 N ОШ/5915/20).
07.05.2020 заседание Комиссии было отложено до 13.05.2020.
В свою очередь, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ООО "Промэкспертиза".
В соответствии с Письмом ФАС России N ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", N 239 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
13.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО "Промэкспертиза" на действия ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород".
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" 15.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ - 32009082669) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород".
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее также - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 1.1.3 Положения о закупках заказчика.
Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 11 Информационной карты запроса предложений (Раздел 2 Документации) для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):
B1i - для критерия "Цена договора" - 30%;
B2i - для критерия "Квалификация участника" - 70%;
Совокупная значимость всех критериев составляет 100%.
Оценка Заявок по критерию "Цена договора" осуществляется в следующем порядке:
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Цена договора", определяется по формуле:
B1i = (Nmin / Ni)*100
где:
B1i - оценка (балл) Заявки i-го участника по данному критерию;
Nmin - минимальная цена договора среди всех заявок участников закупки, без НДС;
Ni - цена договора i-го участника закупки, без НДС
Полученный результат умножается на значимость данного критерия (значение критерия в процентах, делённое на 100): 0,30 (30%/100).
Оценка Заявок по критерию "Квалификация участника" осуществляется по подкритериям со следующей значимостью:
B2.1i - "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок" - 40%;
B2.2i - "Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации" - 40%;
B2.3i - "Объем работ, выполняемый собственными силами" - 20%.
Совокупная значимость всех подкритериев составляет 100%.
Рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию "Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 лет, предшествующие дате окончания подачи заявок", определяется по формуле:
B2.1i = (Сi / Сmax /)*100,
где:
B2.1i - оценка (балл) Заявки i-го участника по данному подкритерию;
Сmax - максимальная среди заявок всех Участников общая стоимость заключенных и исполненных договоров за указанный период;
Сi - значение подкритерия по заявке i-го участника закупки.
Сведения о договорах, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг), предоставляются по Форме 5 Раздела 5 Документации, с приложением копий исполненных договоров, указанных в реестре, и актов об оказании услуг.
При не предоставлении Участником договоров, части договора, актов об оказании услуг, подтверждающих опыт оказания услуг или предоставлении недостоверных (противоречащих друг другу) сведений в форме 1 или в форме 5 Раздела 5 Документации, по данному показателю присваивается "0 баллов".
При предоставлении Участником договоров не соответствующих предмету открытого запроса предложений, по данному показателю присваивается "0 баллов".
Если Участник представил сведения о договорах, заключенных и исполненных за период, не входящий в установленный настоящей Документацией, опыт Участника за пределами установленного периода не оценивается
Полученный результат умножается на значимость данного подкритерия (значение подкритерия в процентах, делённое на 100): 0,40 (40%/100).
Рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию "Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации" определяется по формуле:
B2.2i = (Li / Lmax /)*100,
где:
B2.2i - оценка (балл) Заявки i-го участника по данному подкритерию;
Lmax - максимальное среди всех заявок Участников количество персонала Участника, привлекаемого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору;
Li - значение подкритерия по заявке i-го участника закупки.
Вместе с тем наличие у участника избыточного опыта и количества сотрудников не является преимуществом для заказчика, но предоставляет необоснованные преимущества участнику запроса предложений с избыточным опытом и количеством сотрудников, поскольку при определении количества баллов указанный в документации способ (без ограничения верхнего предела) ставит участника с избыточными показателями по данным подкритериям в преимущественное положение по отношению к иным участникам запроса предложений, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и количество сотрудников для качественного и своевременного оказания услуг, но не могут конкурировать с участником с избыточным опытом и количеством сотрудников (в том числе и путем повышения предпочтительности своей заявки за счет иных критериев).
По мнению Комиссии антимонопольного органа, справедливым и соответствующим требованиям Закона о закупках является способ оценки опыта, при котором участники закупки, у которых имеется установленный документацией достаточный опыт и количество сотрудников для качественного оказания услуг, должны получать одинаковое количество баллов, поскольку наличие избыточного опыта и количества сотрудников никак не влияет на качество оказания услуг и не гарантирует их выполнения наилучшим образом. В этой связи все участники, достигшие определенного уровня опыта (кратного общей стоимости контракта) и имеющие необходимое количество персонала, достаточного для надлежащего оказания услуг, должны получать равное максимальное количество баллов.
В рассматриваемом случае включение в качестве критерия оценки опыта по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг (в рублях) и количества сотрудников без указания предельного максимального количественного значения привело к ограничению конкуренции, поскольку лишило возможности участников запроса предложений, не имеющих избыточного опыта и количества сотрудников, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником закупки, имеющим такой избыточный опыт и количество, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).
Применение некорректной формулы оценки опыта участников и количества персонала (без установления максимального порогового значения) стало причиной того, что именно "Квалификация участника" стал основным и решающим критерием при определении победителя конкурентной процедуры. Принятие к оценке размера опыта, не превышающего начальную (максимальную) цену закупки, и количества сотрудников, не превышающего максимально необходимого заказчику для обеспечения качественного и своевременного оказания услуг, способствует конкуренции между участниками закупки за счет ценового критерия, в соответствии с принципами статьи 3 Закона о закупках, так как именно конкуренция по цене позволяет обеспечить экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и сократить издержки заказчика.
В этой связи применение порядка оценки ценовых и неценовых критериев, изложенного в документации, помимо ограничения конкуренции и предоставления необоснованных преимуществ участнику запроса предложений привело к нарушению требований пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО "Промэкспертиза" обоснованной.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу и необходимости выдачи ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэкспертиза" на действия публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуги по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности) опасных производственных объектов систем газораспределения и (или) газопотребления ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru - 32009082669) признать обоснованной.
2. Признать публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать публичному акционерному обществу "Газпром газораспределение Нижний Новгород" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение допущенных нарушений, а именно об:
отмене Протокола по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и подведению итогов N 0719/Газпром газораспределение Нижний Новгород/Услуги/15.04.2020/1 от 30.04.2020;
внести изменения в документацию запроса предложений с учетом выводов Комиссии, изложенных в решении по делу, в части порядка оценки заявок;
продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупках.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
<...>
2020-8367(1)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 мая 2020 г. N 052/07/4-839/2020 (ключевые темы: запрос предложений - защита конкуренции - участники закупок - антимонопольный орган - городской округ с внутригородским делением)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2020