Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N 16 от 15.02.2019 г.), в составе:
Председателя Комиссии - "_"; членов Комиссии: "_", "_",
в отсутствии представителя ООО "Олди" концерт", извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии представителя МАУ "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов" - "_", действующего на основании доверенности "_",
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Олди" концерт" (вх. N3006 от 09.04.2020) на действия МАУ "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по подготовке и проведению торжественных мероприятий в рамках Дня Победы, в части предоставления конструкций и механизмов (лаерные башни), предоставления светодиодных экранов (Извещение 32009034328),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Олди" концерт" (вх. N3006 от 09.04.2020) на действия МАУ "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по подготовке и проведению торжественных мероприятий в рамках Дня Победы, в части предоставления конструкций и механизмов (лаерные башни), предоставления светодиодных экранов (Извещение 32009034328).
Заявитель участником данного запроса котировок не являлся. Дата и время окончания приема заявок спорных торгов установлена 10.04.2020, жалоба подана 09.04.2020. Следовательно, срок подачи жалобы заявителем не нарушен.
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 13.04.2020 исх. N 3564, Организатору закупки от 13.04.2020 исх. N 3565.
Рассмотрение жалобы было назначено на 17.04.2020 в 15 час. 00 мин. В заседании комиссии был объявлен перерыв до 20.04.2020 до 16 час. 00 мин.
Исходя из доводов жалобы, следует, что: 1) заказчиком допущены нарушения в части установления даты окончания срока подачи заявок, так как Указом Президента РФ период с 30 марта по 30 апреля 2020 объявлен нерабочими днями. 2) Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, так как предметом закупки не является объект капитального строительства. 3) Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений документации, на который от заказчика в установленный срок не поступил ответ.
Представитель ответчика на заседании Комиссии не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
1) В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
26.03.2020 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее - сайт zakupki.gov.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуги по подготовке и проведению торжественных мероприятий в рамках Дня Победы, в части предоставления конструкций и механизмов (лаерные башни), предоставления светодиодных экранов.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупках МАУ "Оренбургский многофункциональный центр по предоставлению услуг" утверждено решением наблюдательного совета МАУ "МФЦ" N 5 от 18.12.2018.
Согласно п. 14 Извещения Заявка на участие подается посредством программно-аппаратных средств ЭП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, по форме и в порядке, установленных в пункте 13 Извещения.
Дата начала срока подачи заявок: "26" марта 2020 г.
Дата и время окончания срока подачи заявок: "10" апреля 2020 г. в 09 часов 00 минут (по местному времени).
25.03.2020 издан Указ Президента РФ N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", согласно которого период с 30 марта по 03 апреля 2020 объявлен нерабочими днями.
В связи с изданием данного Указа, Министерством финансов Российской Федерации даны разъяснения "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" (письмо N24-06-08/24649 от 27.03.2020).
Согласно данных разъяснений, учитывая неодинаковый режим работы и отдыха у всех участников правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках, а также установленный статьей 113 Трудового кодекса РФ запрет работы в нерабочие дни в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе о закупках исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотрено извещением об осуществлении закупки, приходится на определённые Указом нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом о закупках минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о закупках изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных Указом.
Комиссией установлено, что заказчиком при разработке документации о запросе котировок учтен период объявленный нерабочими днями, в связи с чем установлена дата окончания приема заявок 10.04.2020.
02.04.2020 издан Указ Президента N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно которого период с 04 апреля по 30 апреля включительно объявлен нерабочими днями.
Согласно п. 4 Указа N 239 его действия не распространяются на организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения.
На рассмотрении дела представитель заказчика пояснил, что МАУ "МФЦ" в период с 30 марта по 30 апреля осуществляет работу в прежнем режиме, так как являются организацией, выполняющей неотложные работы.
Кроме того, согласно ответа на запрос оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" в период с 30.03.2020 по 06.04.2020 аппаратно-программный комплекс электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" работал в штатном режиме без сбоев, документы подписывались и направлялись.
Комиссия полагает, что в период пандемии заказчики вправе осуществлять закупки, а электронные площадки должны обеспечить их проведение в обычном рабочем режиме.
Учитывая вышеизложенное, МАУ "МФЦ" при проведении запроса котировок в электронной форме, нарушений в части установления даты окончания срока подачи заявок, приходящейся на нерабочий день не допущено, так как учреждение продолжало осуществлять свои функции в указанные дни, а также электронные площадки продолжали свое функционирование.
2) В пункте 20 Извещения установлены требования к участником запроса котировок в электронной форме, одним из которых является соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы и оказание услуги, являющихся предметом закупки, при наличии таких требований - а именно участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
В Техническом задании являющимся неотъемлемой частью закупочной документации, установлено, что услуга по подготовке и проведению торжественных мероприятий в рамках Дня Победы, в части предоставления конструкций и механизмов (лаерные башни), предоставления светодиодных экранов включает в себя также доставку, монтаж и демонтаж светодиодных экранов и конструкцию для них.
Комиссией установлено, что конструкция Layher изготовлена из высокопрочного оцинкованного металла. Такая система используется во всем мире для организации разного рода мероприятий и имеет широкий спектр применения. Система Layher применяется на спортивных мероприятиях, больших концертных программах, фестивалях, презентациях и т.д. Эту систему применяют для выравнивания уровня напольной площадки для дальнейшей установки на нем различного рода сооружений (в том числе светодиодных экранов).
Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В свою очередь в ч. 10.2 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Следовательно, в отличие от капитальной постройки (объекта недвижимости), некапитальные постройки или сооружения, не являются объектами капитального строительства, то есть это движимые объекты и сооружения, обладающие техническими характеристиками, которые способны обеспечить:
- перемещение строения или сооружения (или их конструктивных частей) (лаерные башни необходимы к поставке и установке в г. Оренбург),
- выполнение демонтажа и переноса без причинения существенного вреда строению и без изменения основных характеристик такого строения
некапитальные строения имеют ограниченный срок пребывания на месте их установки (лаерные башни необходимы к поставке на время проведения празднования Дня Победы),
временная постройка (некапитальный объект) не обладает прочной связью с землей (лаерная башня не имеет фундамента).
Доказательств того что, указанная в Техническом задании "Услуга по подготовке и проведению торжественных мероприятий в рамках Дня Победы, в части предоставления конструкций и механизмов (лаерные башни), предоставления светодиодных экранов включая доставку, монтаж и демонтаж", а именно лаерная башня может быть отнесена к объекту капитального строительства представителем Заказчика, в ходе заседания комиссии в материалы дела не представлено.
Следовательно, довод заявителя нашел свое подтверждение, а заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии у них членства в саморегулируемой организации.
3) Согласно п. 9 раздела 6 Положения о закупках любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик размещает ответ на запрос в единой информационной системе и направляет оператору электронной площадки разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос, если запрос поступил к Заказчику не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.
Аналогичная норма установлена в п. 15 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений: 26.03.2020 г. 09:00. Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений: 07.04.2020 г. 23:59.
Согласно сведениям, представленных оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", 02.04.2020 в 16:49 по извещению N 32009034328 поступил один запрос на разъяснение документации. Данный запрос также был представлен оператором электронной площадки, исходя из чего комиссией было установлено, что данный запрос действительно был направлен заявителем.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика не отрицал поступление данного запроса на разъяснения положения документации, однако сослался на то, что данный файл был пустой и невозможно было установить содержание запроса, однако доказательств этому не представил.
В связи с вышеизложенным, довод заявителя о ненаправлении ответа на запрос о разъяснении положений документации является обоснованным.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что жалоба ООО "Олди" концерт" является обоснованной.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая наличие выявленного нарушения, а также возможные последствия данного нарушения Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи МАУ "МФЦ" предписания о внесении изменения в документацию, продлении срока приема заявок и даче разъяснений на поступивший запрос.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Олди" концерт" (вх. N3006 от 09.04.2020) на действия МАУ "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по подготовке и проведению торжественных мероприятий в рамках Дня Победы, в части предоставления конструкций и механизмов (лаерные башни), предоставления светодиодных экранов (Извещение 32009034328) обоснованной.
2. МАУ "Оренбургский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации проектов" выдать предписание внести изменения в документацию, продлить срок приема заявок, а также дать разъяснения на запрос.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 апреля 2020 г. N 056/07/3.2-507/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.04.2020