Резолютивная часть оглашена 17.06.2020 В полном объеме изготовлено 19.06.2020
|
Великий Новгород |
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев постановление от 21.05.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела, возбужденного первым заместителем прокурора Новгородской области старшим советником юстиции "_." в отношении должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали ордена Ленина "Москва - Санкт-Петербург" Федерального дорожного агентства (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее - ФКУ Упрдор "Россия") "_.", по факту совершения им действий, выразившихся в утверждении документации о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)", извещение N 0336100012519000064 в редакции NИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.06.2019, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
25.05.2020 вх. N 3754 в Новгородское УФАС России поступило постановление от 21.05.2020 заместителя прокурора Новгородской области старшего советника юстиции "_." о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела, из которых следует, что прокуратурой Новгородской области проведена проверка соблюдения государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" требований законодательства о контрактной системе при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)", извещение N 0336100012519000064 в редакции NИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.06.2019 (далее - Проверка).
В результате проведения Проверки установлено, что указанная закупка осуществлена государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на момент осуществления рассматриваемой закупки, здесь и далее - Закон о контрактной системе). При этом указанные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии в действиях заместителя начальника ФКУ Упрдор "Россия" "_." признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
1. В июне-июле 2019 года государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)" (извещение N 0336100012519000064 от 28.06.2019, начальная (максимальная) цена контракта - 71 482 990, 00 рублей).
Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона в действующей редакции утверждена заместителем начальника ФКУ Упрдор "Россия" "_." 28.06.2019 (далее - Документация).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 66) выделяют три вида объекта закупки: поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, а также выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар.
В данном случае объектом закупки является выполнение работ, для выполнения которых используются товары (строительные материалы и средства безопасности дорожного движения; далее - Товары).
Товары, используемые при выполнении работ, и требования к значениям их показателей, также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.
Государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)" (далее - Работы).
Описание объекта закупки представлено в 3.2 Документации.
Согласно пункту 3.2.1.1 Документации Работы выполняются в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)" (Приложение N 5 к Документации; далее - Техническое задание), условиями проекта государственного контракта (Приложение N 1 к Документации) и его приложений.
Техническое задание содержит требования к Товарам, используемым при выполнении Работ.
Также требования к показателям Товаров, используемых при выполнении Работ, и инструкция по заполнению сведений (конкретных значений показателей используемых товаров, соответствующих значениям, установленным в приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к Документации, и указание на товарный знак (при наличии)) участником закупки - представлены отдельным приложением к Документации (Приложение N 4; далее - Требования к товарам, Приложение N 4).
Приложение N 4 содержит:
Таблицу 1 - таблица из трех столбцов, содержащую наименования показателей (характеристик) Товаров, подлежащих использованию при оказании услуг, требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика (далее - Таблица);
Таблицу 2 - рекомендуемая форма предоставления информации о предлагаемых для использования товарах;
инструкцию по заполнению участником закупки сведений о предлагаемых для использования товарах (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе раздел 2 Документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона, инструкция по ее заполнению, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно положениям раздела 2 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе
Инструкция по заполнению заявки участником рассматриваемой закупки в разделе 2 Документации представлена в следующем виде:
"Заявка (все документы, имеющие к ней отношение) должна быть составлена на русском языке (за исключением специальных терминов).
Участник закупки заполняет заявку в соответствии с порядком, определенным в регламенте участия в электронных аукционах и инструкции для работы на сайте ЭП, требованиями Закона, а также требованиями настоящей документации.
Представленные участником закупки сведения (информация), содержащиеся в составе первой и второй частях заявки на участие в электронном аукционе, не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования, должны быть представлены в доступном и читаемом виде.
Непредставление указанной информации и документов в составе заявки на участие в электронном аукционе влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе либо признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Участник закупки при составлении заявки на участие в аукционе не имеет права самостоятельно изменять виды и объемы планируемых работ, наименование товаров, указанных в приложении N 4 к Документации. Любое такое изменение будет расцениваться как невыполнение условий Документации.
Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником электронного аукциона оператору ЭП в форме двух электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Первая часть заявки должна содержать конкретные значения показателей товара, которые указываются участником с учетом нижеследующего:
Инструкция по заполнению сведений (конкретных показателей используемых товаров, соответствующие значениям, установленным в приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) Участником закупки - содержится в приложении N 4 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к документации об электронном аукционе.
К конкретным показателям относятся функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики используемых при выполнении работ товаров (материалов), характеристики безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия используемых при выполнении работ товаров (материалов), установленным Государственным заказчиком требованиям.
В случае, если Извещение и настоящая Документация об электронном аукционе, включая приложения к ней, содержат указания на товарные знаки, после каждого соответствующего указания следует читать по тексту слова "или эквивалент". Ссылки в документации на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования о соответствии отдельных материалов и оборудования носят рекомендательный характер.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в первой и второй части заявки участника электронного аукциона, Комиссия по определению поставщиков Заказчика обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения".
В соответствии с содержанием Документации требования к Товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, установлены в Таблице, в том числе, по позициям N 20 "Болты тип 1" и N 21 "Болты тип 2" Таблицы помимо прочих показателей данных Товаров государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" установлено:
для "Болтов тип 1" (позиция N 20 Таблицы) - "Требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 7802-81 "Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры"";
для "Болтов тип 2" (позиция N 21 Таблицы) - "Требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 7796-70 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры"".
В Техническом задании, указана область применения указанных болтов, ("Болтов тип 1" (позиция N 20 Таблицы), "Болтов тип 2" (позиция N 21 Таблицы).
В пункте 3.2 Технического задания установлены требования к двустороннему металлическому барьерному ограждению облегченного типа (по оси проезжей части).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Технического задания двустороннее барьерное ограждение облегченного типа (по оси проезжей части) должно соответствовать требованиям ГОСТ 31994-2013 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования" (далее - ГОСТ 31994-2013), ГОСТ 33128-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования" (далее - ГОСТ 33128-2014), ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2004), ОДМ 218.3.091-2017 "Рекомендации по правилам применения, устройству и эксплуатации барьерных дорожных ограждений с отделяющейся балкой на дорогах общего пользования" (далее - ОДМ 218.3.091-2017) по уровню удерживающей способности с учетом сложности дорожных условий, прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте.
Ограждение барьерное безконсольное состоит из следующих основных элементов: стоек, секций балки. Прочие элементы ограждения относятся к вспомогательным или крепежу соответственно.
Согласно пункту 3.2.1.1 Технического задания габариты секции балки барьерного ограждения с отделяющейся балкой должны соответствовать ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия" (далее - ГОСТ 26804-2012).
Ссылка на данный государственный (ГОСТ 26804-2012) содержится также в вышеупомянутом ГОСТ 31994-2013.
В соответствии с пунктом 5.3.8 ГОСТ 26804-2012 для соединения секций балки между собой следует применять болты М16х45.5.8 с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 и шайбы диаметром 22 по ГОСТ 11371.
В соответствии с пунктом 5.3.9 ГОСТ 26804-2012 для соединения секций балки с жесткими консолями КЖ и консолями-распорками КР следует применять болты М16х45.5.8 по ГОСТ 7802, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 и прямоугольные шайбы (80х40х4) мм - по одной под каждый болт. Для крепления секций балок к консолям-амортизаторам применяют болты М16х45.5.8 по ГОСТ 7802, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927.
В соответствии с пунктом 5.3.10 ГОСТ 26804-2012 для крепления консолей к стойкам следует применять болты М16х30.5.8 по ГОСТ 7796 либо М16х40.5.8 по ГОСТ 7798, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927.
Из приведенных выше положений государственного стандарта - ГОСТ 26804-2012 следует, что болты по ГОСТ 7802 (позиция N 20 Таблицы "Болты тип 1") должны и могут быть использованы для крепления секций балки: между собой, к консолям, к стойке (в случае, если дорожное ограждение безконсольное), а болты по ГОСТ 7796 (позиция N 21 Таблицы "Болты тип 2") должны и могут быть использованы только для крепления консолей к стойке (в случае, если дорожное ограждение консольное).
Аналогичные требования установлены в СТО 07525912-100-2016 "Ограждения дорожные удерживающие боковые дорожной группы барьерного типа. Технические условия" (далее - СТО 07525912-100-2016) (пункты 6.1.5, 6.1.6, 6.7.1, 6.7.5, приложения А, Б), ссылка на который содержится в ОДМ 218.3.091-2017.
С соблюдением вышеуказанных требований документов, разработанных и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" при установлении в Техническом задании требований к одностороннему металлическому барьерному ограждению (пункт 3.6 Технического задания) в пункте 3.6.1.3 Технического задания указано следующее:
"Для соединения элементов ограждения между собой используются Болты двух типов (Тип 1 и Тип 2), и гайки.
Болты Тип 1 используются для соединения балок между собой, крепления световозвращателей к балкам, крепления балок к консолям-амортизаторам.
Болты Тип 2 используются для крепления консолей-амортизаторов к стойкам".
Однако, в нарушение указанных выше требований при установлении в Техническом задании требований к двустороннему металлическому барьерному ограждению облегченного типа (безконсольное) (пункт 3.2 Технического задания) в пункте 3.2.1.2 Технического задания государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" указано следующее:
"Для соединения элементов ограждения между собой используются болт, гайка и шайбы (Тип 1 и Тип 2).
Болт используется для соединения балок между собой, крепления световозвращателей к балкам, крепления балок к стойкам".
При этом, исходя из того, что в Таблице требования по Типу 1 и Типу 2 установлены только в отношении болтов, тогда как гайки и шайбы используемые при выполнении Работ такой градации не имеют, следует, что государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" допускается использование болтов различных типов (Тип 1 и Тип 2, на выбор подрядчика) для соединения балок между собой, крепления световозвращателей к балкам, крепления балок к стойкам.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно, в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования при выполнении Работ Товара (Болт Тип 2), использование которого при выполнении данных Работ (установка двустороннего металлического барьерного ограждения облегченного типа (безконсольное)) не предусмотрено законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 26804-2012).
2. Как было указано выше, в соответствии с содержанием Документации требования к Товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, установлены в Таблице, в том числе, по позициям N 14 "Секция балки одностороннего барьерного ограждения" и N 16 "Секция балки двустороннего барьерного ограждения" Таблицы, помимо прочих показателей данных Товаров государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" установлено требование по показателю "Толщина листа балки*" в виде минимального значения показателя "не менее 3 мм".
Однако, в 3.2.3 Технического задания государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" при установлении требований к конструктивным элементам двустороннего металлического барьерного ограждения облегченного типа (безконсольное) указано следующее: "Применение балок различной цветовой гаммы оцинковки (наличие тёмных пятен) не допускается, толщина балки не более 2,5 мм".
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем описании объекта закупки, а именно, в установлении в Техническом задании и Требованиях к товарам противоречащих друг другу требований к товару по позиции N 16 "Секция балки двустороннего барьерного ограждения" Таблицы.
3. Как было указано выше, государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" в Таблице и Техническом задании установлены требования к Товарам "Секция балки одностороннего барьерного ограждения" (позиция 14 Таблицы, пункты 3.6.1.1, 3.6.3 Технического задания) и "Секция балки двустороннего барьерного ограждения" (позиция 16 Таблицы, пункты 3.2.1.1, 3.2.3 Технического задания).
При этом, установлено что оба данных Товара должны соответствовать ГОСТ 26804-2012 и, согласно указанным положениям Документации, должны иметь следующие характеристики:
- габаритный размер, длина: 2320 - 6320 мм;
- габаритный размер, ширина: 312 мм;
- габаритный размер, высота: 83 мм;
- толщина балки: не менее 3 мм, (за исключением требования пункта 3.2.3 Технического задания - толщина балки - не более 2,5 мм).
В соответствии с пунктом 5.3.2 ГОСТ 26804-2012 секции балки следует изготовлять из стального гнутого профиля с размерами 312х83х4(3) по настоящему стандарту, марка стали ВСт3пс, ВСт3кп по ГОСТ 380.
Однако ГОСТ 26804-2012 распространяет свое действие на металлические односторонние и двусторонние барьерные ограждения консольного типа (с использованием жестких консолей (в т.ч. консолей-распорок) и консолей-амортизаторов).
Пунктом 3.2 Технического задания установлено, что к поставке и установке требуется двустороннее ограждение облегченного типа, т.е. безконсольное.
Как было указано выше, согласно пункту 4.2 ОДМ 218.3.091-2017 барьерное дорожное ограждение с отделяющейся балкой следует проектировать, испытывать и устанавливать в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", межгосударственных стандартов (ГОСТ 33127, ГОСТ 33128, ГОСТ 33129), СТО 07525912-100-2016 и настоящих методических рекомендаций.
Согласно пункту 6.1.5 СТО 07525912-100-2016 конструктивные элементы ограждений, входящие в состав марок ограждений, соответствующие требованиям настоящего стандарта организации и изготавливаемые в соответствии с конструкторской и технологической документацией, утвержденной в установленном порядке, представлены в приложении А.
Согласно пункту 6.1.6 СТО 07525912-100-2016 конструкция марок ограждений должна соответствовать чертежам, приведенным в приложении Б.
Приложение А "Состав основных конструктивных элементов ограждения" к СТО 07525912-100-2016 является обязательным, содержит требования к основным характеристикам элементов конструкций барьерных ограждений, а также чертежи таких элементов.
На рисунке А.1 Приложения А СТО 07525912-100-2016 представлен чертеж секции балки СБ-W/t-Lw/F (где t - толщина секции балки (мм) имеет значения: 2,5 или 3,0)), технические характеристики которой (габаритный размер высота, габаритный размер ширина, толщина листа) и изображение полностью соответствуют требованиям, установленным заказчиком к балкам в Документации (Товары по позициям N 14 и N 16 Таблицы, пунктам 3.6.1.1, 3.6.3, 3.2.1.1 Технического задания) и изображениям балки, представленным заказчиком в пунктах 3.6.1.1 и 3.2.1.1 Технического задания.
Следовательно, одной из действительных потребностей государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" при выполнении Работ является секция балки СБ-W/t-Lw/F.
Приложение Б "Схемы и состав рабочего участка ограждений" к СТО 07525912-100-2016 является обязательным, содержит требования к составу и характеристикам дорожных ограждений и элементов их конструкций, а также чертежи таких ограждений.
На рисунке Б.13 Приложения А СТО 07525912-100-2016 представлен чертеж дорожного ограждения марки (по СТО 07525912-100-2016) 11ДД-0,75С(5,0)/2,0-W-300. Данное ограждение имеет следующие характеристики: двустороннее, безконсольное.
Следовательно, одной из действительных потребностей государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" является установка дорожного ограждения марки (по СТО 07525912-100-2016) 11ДД-0,75С(5,0)/2,0-W-300, что подтверждается, в том числе, наличием в составе ограждения данной марки стойки дорожной СД - 1,45С/5,0 и секции балки СБ-W/2,5-Lw/F, требования к которым установлены в Документации.
Как следует из маркировки секции балки (СБ-W/2,5-Lw/F), применяемой в составе ограждения данного типа, и таблицы, размещенной на рисунке Б.13 Приложения А СТО 07525912-100-2016 ниже чертежей, толщина балки соответствует значению - "2,5 мм".
При этом, согласно примечанию к вышеуказанной таблице в таблице указана минимальная толщина секции балки, её увеличение допустимо.
Таким образом, оба значения ("не более 2,5 мм", "не менее 3 мм") показателя "толщина балки", установленные государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" в Документации (пункт 3.2.3 Технического задания и позиция N 16 Таблицы, соответственно) для Товара "Секция балки двустороннего барьерного ограждения", не соответствуют требованиям СТО 07525912-100-2016 и без соответствующего обоснования применения таких требований в Документации являются незаконными.
На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно, в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования установления требования к Товару "Секция балки двустороннего барьерного ограждения" по показателю "Толщина балки", не предусмотренного законодательством Российской Федерации о стандартизации (СТО 07525912-100-2016).
4. В соответствии с содержанием Документации требования к Товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, установлены в Таблице, в том числе, по позиции N 12 "Бетон тяжелый" Таблицы помимо прочих показателей данного Товара государственным заказчиком - ФКУ Упрдор "Россия" установлено требование по показателю "Наличие добавок" в следующем виде "воздухововлекающие (газообразующие) добавки".
При этом, установлено соответствие данного Товара требованиям ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2015).
Согласно Инструкции в случае, если в наименовании товара (материала), наименовании показателя или требовании к значению показателя присутствуют круглые скобки "(_)" (выделенные/не выделенные полужирным шрифтом), участнику закупки необходимо сделать выбор между значением характеристики в скобках и значением этой же характеристики, стоящим перед скобками. В случае если в наименовании товара (материала), наименовании показателя или в требовании к значению показателя в скобках указана информация, которая детализирует (конкретизирует) информацию перед скобкой, то выбор не делается, а представляются сведения о характеристике перед скобкой и о характеристике, указанной в скобке.
В соответствии с пунктом 4.4.3 ГОСТ 26633-2015 бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F1200 (F2100) и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок. Содержание вовлеченного воздуха в бетонной смеси должно быть не менее 4%.
Следовательно, значение "газообразующие" не является детализирующим (конкретизирующим) для значения "воздухововлекающие" показателя "Наличие добавок" для товара по позиции N 12 "Бетон тяжелый".
Таким образом, с учетом положений Инструкции, участник в своей заявке должен представить одно из указанных значений ("газообразующие" или "воздухововлекающие").
Однако, данное требование также будет противоречить требованиям ГОСТ 26633-2015, т.к. согласно вышеупомянутому пункту 4.4.3 ГОСТ 26633-2015 данная характеристика Товара "Бетон тяжелый" является неизменной.
На основании вышеизложенного, в действиях государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Россия" содержатся нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно, в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования установления требования к Товару "Бетон тяжелый" по показателю "Наличие добавок", не предусмотренного законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 26633-2015).
Ответственность за вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела "_." надлежащим образом был уведомлен, на рассмотрении дела не явился, представителей не направил, заявил письменное ходатайство (вх. N 4262 от 17.06.2020 Новгородского УФАС России) о рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в его отсутствие, направлении копии настоящего постановления по месту нахождения ФКУ Упрдор "Россия" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5), а также о признании совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП с объявлением устного замечания в связи с формальным характером правонарушения и отсутствием негативных последствий.
Кроме того, в данном ходатайстве "_." представил письменные объяснения по фактам, послужившим основаниями для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, согласно которым признает свою вину в во вменяемом ему административном правонарушении, однако отмечает, что предписание антимонопольного органа об устранении выявленных, указанных выше нарушений Закона о контрактной системе, было исполнено заказчиком в установленные сроки, по результатам осуществления рассматриваемой закупки 06.09.2019 был заключен и 05.12.2019 исполнен в полном объеме государственный контракт на выполнение Работ.
Исследовав материалы дела N 053/04/7.30-269/2019 от 21.05.2020 об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Материалами настоящего дела об административном правонарушении подтверждается факт наличия в действиях должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника ФКУ Упрдор "Россия" "_.", события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
"_.", как заместитель начальника ФКУ Упрдор "Россия" на момент утверждения Документации и проведения рассматриваемого электронного аукциона являлся лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ФКУ Упрдор "Россия", то есть являлся должностным лицом государственного заказчика.
"_." утвердил Документацию с вышеуказанными нарушениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о контрактной системе является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому "_." имел возможность и должен был изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к своим обязанностям должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника ФКУ Упрдор "Россия", предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Однако "_." не проявил должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника ФКУ Упрдор "Россия", что привело к совершению им административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение "_." своих обязанностей должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника ФКУ Упрдор "Россия", отсутствовали.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что административное правонарушение совершено "_." по неосторожности, поскольку "_." предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Из вышеизложенного следует, что в действиях должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника ФКУ Упрдор "Россия" "_.", который во исполнение своих служебных обязанностей должностного лица государственного заказчика должен был и мог предпринять необходимые и зависящие от него меры для осуществления закупки с соблюдением требований Закона о контрактной системе, выразившихся в утверждении документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)", извещение N 0336100012519000064 в редакции NИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.06.2019 с вышеуказанными нарушениями Закона о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Место и время совершения административного правонарушения - 173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; 28.06.2019.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.
Допущенное "_." правонарушение привело к нарушению установленной процедуры осуществления закупки, что выразилось в установлении неоднозначного и противоречивого описания объекта рассматриваемой закупки и привело к нарушению процедуры отбора участников аукциона, а также к обращению ООО "Меганефть" с жалобой в Новгородское УФАС России, по итогам рассмотрения которой и были выявлены данные нарушения.
Данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку ведет к ограничению количества участников закупки.
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное пунктом 7 статьи 4.2 КоАП: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающего ответственность обстоятельства, предусмотренного статьей 4.2 КоАП, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.
Каких-либо заявлений, иных ходатайств или отводов от "_." не поступало.
В соответствии с определением от 27.05.2020 о назначении к рассмотрению дела N 053/04/7.30-269/2019 об административном правонарушении к материалам настоящего дела приобщены справки о доходах "_.", а также сведения об имени и отчестве "_.", гражданстве, полной дате и месте рождения, месте регистрации и месте жительства, документе, удостоверяющем личность (копии соответствующих страниц паспорта).
Руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
Признать в действиях должностного лица государственного заказчика - заместителя начальника Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт - Петербург Федерального дорожного агентства" (173007, Великий Новгород, ул. Троицкая, д. 5; далее - ФКУ Упрдор "Россия") "_." административное правонарушение, выразившееся в утверждении документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2019 г. "Установка светофорных объектов на пешеходных переходах с кнопкой вызова (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка металлического барьерного ограждения облегченного типа (по оси проезжей части). Установка типовых дорожных знаков. Установка знаков индивидуального проектирования. Установка Г-образных опор на пешеходных переходах (со знаками 5.19.1, 5.19.2). Установка светофорных объектов на пересечениях и примыканиях (с программно-аппаратным комплексом для подключения к АСУДД). Установка муляжей систем видеонаблюдения (комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения). Установка металлического барьерного ограждения (сбоку от оси проезжей части)", извещение N 0336100012519000064 в редакции NИИ1 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.06.2019, с нарушениями пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наложить на "_."административный штраф за совершенное правонарушение в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
Сумму штрафа "_." надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810440300018001
Банк: Отделение Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКТМО: 49701000
Код БК: 16111601071010030140 (Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд)
УИН: 16100500000000553982
Заместитель руководителя
Новгородского УФАС России И.А. Куриков
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.06.2020