Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 N 1504/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 21.01.2020 N 2), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для АО "Краснодартеплосеть" на 2017, 2018 и 2019 годы,
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование тарифов на услуги теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере теплоснабжения:
- Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении N 190-ФЗ),
- Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075),
- Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э),
- других нормативных актов федерального и краевого законодательства.
В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - орган регулирования, РЭК) были установлены тарифы на тепловую энергию для АО "Краснодартеплосеть" (далее - регулируемая организация) на 2017, 2018, 2019 годы.
Тарифы для АО "Краснодартеплосеть" установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования:
- 2016-2018 гг. - первый долгосрочный период регулирования;
- 2019-2023 гг. - второй долгосрочный период регулирования.
В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования N 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО "Краснодартеплосеть", в том числе представленных органом регулирования экспертных заключений по установлению тарифов на 2017-2019 гг. (далее -Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.
Транспортные расходы.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования N 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе:
б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).
В соответствии с пояснениями органа регулирования на 2016 год в данной статье затрат органом регулирования учтены в том числе транспортные расходы в размере 596,8 тыс. руб., на 2019 год - в размере 20 198,9 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что в обоснование транспортных расходов на 2016 - 2019 годы представлены следующие подтверждающие документы:
- договор на оказание автотранспортных услуг N129 от 01.04.2015 с ООО "Кубаньстройсервис", акты и расчет стоимости услуг;
- расчет затрат на автотранспортные средства, СДМ и прочей техники;
- расчет расходов на услуги транспорта на 2019 год (в соответствии с приказом Госстроя России от 05.09.2000 N200 "Об утверждении нормативов и Методических указаний по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей").
Обоснованием принятия транспортных расходов является отсутствие собственного транспорта на предприятии, необходимость использования спец.техники при ремонтных работах.
ФАС России отмечает, что в своих пояснениях по расходам на 2016 год орган регулирования ссылается на договор N4 от 01.04.2011 с ООО "Кубаньстройсервис" и обосновывает отсутствие конкурсных процедур тем, что, договор подписан до вступления в силу 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом, к договору на оказание автотранспортных услуг N129 от 01.04.2015 с ООО "Кубаньстройсервис" конкурсная документация также не представлена.
Кроме того, в расчетах стоимости услуг к актам по договору с ООО "Кубаньстройсервис" присутствуют также транспортные средства, не относящиеся к спец. технике.
Учитывая изложенное, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести дополнительный анализ документов, обосновывающих транспортные расходы АО "Краснодартеплосеть" при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год, и в случае выявления экономически необоснованных расходов, исключить их по результатам проведенного анализа. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении согласно Правилам регулирования N 1075.
Таким образом, транспортные расходы, утвержденные органом регулирования на 2019 год, не имеют достаточного экономического обоснования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию - Департамент цен и тарифов Краснодарского края нарушившей пункт 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию для АО "Краснодартеплосеть" на 2019 год.
2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:
2.1. Провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию для АО "Краснодартеплосеть" на 2019 год (с учетом мотивировочной части настоящего предписания) транспортных расходов.
2.2. В срок до 01.07.2020 отразить в экспертном заключении дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию для АО "Краснодартеплосеть" на 2019 год расходов на основании пункта 2.1. настоящего предписания.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО "Краснодартеплосеть" на 2020 год и пересмотреть установленные цены (тарифы) на тепловую энергию на 2020 год в срок до 01.07.2020.
4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию для АО "Краснодартеплосеть", в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной антимонопольной службы от 11 июня 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2020